На рубеже XIII—XIV веков в средневековом искусстве Западной Европы впервые стали проявляться черты кризиса. Вся художественная система средневековья, разрабатывавшаяся веками, вступила в конечный период своего развития, полный противоречий и драматических коллизий. В самых недрах средневековья, в готике, уже зарождаются черты нового искусства. Мощные новаторские веяния, шедшие из Италии, захватывают и позднеготических художников, заставляют их переосмысливать свои творческие задачи.
Одним из таких художников был Мельхиор Брудерлам. Родился он в городе Ипре, который в то время входил в состав Бургундии, очень мощного феодального государства. Герцогство Бургундия в XIV—XV веках было способно соперничать даже с могущественной Францией. В культурном отношении оно находилось под сильнейшим французским влиянием. Занимая земли восточной Франции и Нидерландов, Бургундия превратилась в своеобразный центр изобразительного искусства, где сосредоточились лучшие художественные силы того времени. В числе многих архитекторов, скульпторов и художников Брудерлам состоял на службе у бургундского герцога Филиппа Смелого. К сожалению, о Брудерламе очень мало известно. Он принадлежит к той плеяде позднесредневековых мастеров, которые, подчиняясь анонимности всего средневекового искусства, не подписывали и не датировали своих картин. Данные о таких художниках выискивают ныне в современных им летописях и хрониках, в торговых документах и договорах. Но даже и такого рода сведений о Брудерламе почти не имеется. Известно только, что в 1384—1385 годах он был придворным мастером герцога, что он работал в Ипре (между 1381 и 1409), в Париже (1390 и 1395) и Дижоне, столице герцогства (1389, 1399). Умер он, видимо, в Ипре. Из его подлинных произведений сохранилось только одно — алтарные створки, хранящиеся ныне в дижонском музее. Происхождение створок таково. В предместье Дижона по приказу герцога был выстроен картезианский монастырь Шанмоль, для оформления которого привлекли многих мастеров, в том числе знаменитого бургундского скульптора Клауса Слютера. Среди приглашенных был и Брудерлам. Для монастыря он расписал два алтаря, украшенных резьбой Якова де Берзе (сцены «Распятие», «Поклонение волхвов» и «Вознесение»). Деревянная резьба располагалась в центре, а боковые части алтаря были расписаны в традиционной для того времени технике темперы (1392—1399). Хотя дижонские створки задуманы как часть алтарной композиции, они представляют собой вполне самостоятельные станковые произведения. Это один из первых случаев появления в западноевропейском искусстве настоящей «картины». Независимо от того, что Брудерлам в целом придерживается традиционной иконографии, здесь можно видеть много нововведений. Прежде всего, изображенные события происходят не в нейтральной среде, не на золотом фоне, как это было в средние века, а в окружении архитектуры или пейзажа. Правда, условные изображения пейзажа встречались в то время в книжной миниатюре, наиболее раскрепощенной области изобразительного искусства. Но в алтарных композициях, где традиция была очень консервативной, появление подобного изображения может быть приравнено к подлинному новаторству. Конечно, в этом заслуга не одного Брудерлама. Итальянские художники той эпохи впервые увидели окружающий мир во всей его красоте и первозданности, сделали его предметом изображения. Влияние, которое они оказали на всю европейскую живопись, колоссально. Но нужна была благодатная почва для восприятия этого влияния. Брудерлам был подготовлен к тому, чтобы перенять достижения итальянских мастеров.
Дижонские створки изображают благовещение, встречу Марии с Елизаветой, бегство в Египет и сретение. Сцены написаны по традиционной схеме средневековья, когда разновременные изображения объединены в одной пространственной композиции. В картинах Брудерлама господствует условность. Архитектурные строения, долженствующие изображать иерусалимский храм и дом Марии, являются, по сути дела, простыми готическими интерьерами. Правда, Брудерлам действует здесь в соответствии с обычаем переносить действие религиозных композиций в современную художникам действительность, дабы усилить производимое на зрителя впечатление. Интерьер построен по правилам «обратной перспективы», которая как бы вовлекает зрителя во внутреннее пространство, заставляет его быть сопричастным происходящему событию. Условность проявляется и в пейзаже. Реалистически выписанные деревья и горы совершенно не соответствуют друг другу в масштабе. С точки зрения реалистического видения, это абсурдно. Все здесь подчинено масштабу духовному. Еще одной новаторской чертой произведений Брудерлама было цветовое решение его картин. Такой глубины и интенсивности цвета не достигал до него ни один живописец. С этой точки зрения художника можно считать предвестником расцвета масляной живописи начала XV века.
Брудерлама часто называют одним из первых мастеров станковой картины в европейском искусстве. И хотя не сохранилось ни одного чисто станкового произведения мастера, такая точка зрения вполне справедлива. В его творчестве заложены все черты, которые позже найдут всестороннее развитие у великих нидерландских живописцев XV века. Поэтому мы и считаем Брудерлама предтечей искусства нового времени.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1978 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.