«Якоб Рейсдаль признан всеми одним из лучших пейзажистов. Его произведения удовлетворяют полностью всем требованиям, которые внешнее чувство может предъявить к произведениям искусства. Рука и кисть действуют с величайшей свободой, чтобы достичь точнейшей законченности. Свет, тень, расположение и воздействие целого не оставляют желать ничего больше. В этом убеждается с первого взгляда 'каждый любитель и знаток». Так писал о Рейсдале в 1816 году великий Гете. Рейсдалем восхищались многие пейзажисты XIX— XX веков. Не только потомки, но и современники наслаждались картинами мастера.
Якоб ван Рейсдаль родился в Гарлеме, в семье художников: его отец принадлежал к гильдии живописцев, его дядя — Саломон ван Рейсдаль — считается основоположником школы голландского пейзажа; сын Саломона тоже был пейзажистом. Учился Якоб, вероятно, у своего дяди, в дальнейшем он претворил в своем искусстве все достижения голландского пейзажа первой половины XVII века. В 1648 году Рейсдаль стал мастером и вскоре совершил длительное путешествие по Нидерландам и западной Германии. Это расширило его кругозор. В дальнейшем особенно повлияло на него знакомство с представителями итальянизирующего (то есть подражающего Италии) течения голландского искусства. Одни из них, Клас Берхем, стал другом и помощником Рейсдаля. Известно несколько рейсдалевских картин, где фигуры написаны рукой Берхема.
В 1656 году Рейсдаль переселяется в Амстердам, где для него открывались большие возможности для творчества и где шла оживленная художественная жизнь. Он добивается значительного успеха и вступает в местную гильдию живописцев.
До конца жизни Рейсдаль оставался верен Амстердаму (только похоронили его в Гарлеме). По каким-то не известным нам причинам в последние годы жизни художник забросил живопись и обратился к своей второй, медицинской профессии: завел широкую врачебную практику (в 1676 году он получил степень доктора медицины).
В картинах Рейсдаля можно встретить изображение самой разнообразной природы: мрачные лесные виды с оврагами, болотами и заброшенными дорогами; далевые равнинные ландшафты; горные массивы и морские просторы. В традиционный для Голландии жанр марины (морского пейзажа) Рейсдаль вносит свое собственное осмысление стихии моря, добиваясь живописного единства воды и неба.
Особое место среди пейзажей Рейсдаля занимает изображение водопадов. Этот мотив заимствован художником у голландского живописца Алларта ван Эвердингена, побывавшего в Швеции и запечатлевшего свои разнообразные впечатления о Скандинавии в серии пейзажей. Рейсдаль написал 134 изображения водопадов, большинство из которых превосходит по качеству исполнения пейзажи Эвердингена.
За какую бы тематику ни брался художник, ему всегда удавалось подняться над общим уровнем «малых» голландцев и создать свою собственную интерпретацию темы. Личностное восприятие природы и эмоциональное ее переживание отличали Рейсдаля от большинства его современников с их объективизмом восприятия, идущим еще от нидерландцев XV века. Благодаря таким качествам таланта Рейсдаль оказался близок по духу поздним романтикам, видевшим в природе отражение души художника, отголосок его внутреннего мира.
В 1660-х годах, то есть в наиболее зрелый период своего творчества, Рейсдаль заинтересовался итальянизирующим направлением в пейзажной живописи. Многих его современников итальянская мода увела к развлекательным пейзажам и топографическим зарисовкам. Но Рейсдаль извлек из уроков Италии другое — он хорошо усвоил возвышенность и обобщенность итальянской живописи, ее стремление к идеализации. В процессе преодоления итальянских влияний художник создал свой органический стиль. Его можно назвать трагико-героическим. Средствами живописи художник открывает перед нами мир единства и борьбы героического и трагического начал в природе. Проникая всевидящим оком в самую суть природного строения, он под завесой внешней формы обнаруживает жестокую борьбу космических сил. Борьба эта полна напряжения и трагизма, она стихийна и хаотична, но из нее рождается гармония земного бытия. Рейсдаль пытается увидеть подлинное естество, раскрыть загадку природы-сфинкса. Пожалуй, именно полотно «Еврейское кладбище» (из Дрезденской галереи), выполненное в конце 1660-х годов,— вершина творчества Рейсдаля. Эта картина поражала многих, видевших ее, своей огромной живописной силой и трагизмом сюжета. Она нравилась Гете, ее хвалил Сильвестр Щедрин. На переднем плане — огромные камни, корни и сухие стволы деревьев; среди этого хаоса пробивается ручеек. Вдали — окутанные дождем развалины некогда огромного монастыря. Рядом с ним—деревья с развевающимися по ветру ветвями. На небе — бегущие грозовые тучи, редкие просветы солнца и радуга. Все построено на контрастах: радуга и тучи, ручей и камни, выхваченная фосфорическим лучом света надгробная плита и темные кусты. Тут основа безотчетного ощущения драматизма, возникающего у зрителя. Все в картине вплоть до самых мелких деталей наполнено мощным эмоциональным переживанием самого художника. Рейсдаль особо подчеркивает символический подтекст своего произведения. Кладбище, руины, заставляющие, по словам Дидро, сзадуматься над превратностями судьбы», сухой ствол дерева — это символы, откровенно говорящие о бренности всего земного. А бушующая природа — это символическая картина окружающего нас мира, в котором уживаются радуга и молния.
Рейсдаль возвышается над своими современниками. Его живописная техника разнообразна, полна световых контрастов и цветовых нюансов. Он наделяет свои пейзажи символическим смыслом, но всегда остается верным природе. Конечная цель творчества для Рейсдаля — постижение внутренней сущности природных стихий и скрытых в них сил.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1978 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.