Между 1512 и 1516 годами было создано одно из величайших и грандиознейших произведений всего европейского искусства — Изенгеймский алтарь. Автором его был Матис Нитхардт-Готхардт, по прозвищу Грюневальд. Этот великий, но всеми забытый художник был вновь открыт только в конце XVIII — начале XIX века. С тех пор интерес к его творчеству постоянно возрастает, хотя почти никаких новых данных о жизни художника не прибавилось. До сих пор остаются спорными место (Аугсбург, Вюрцбург, район Среднего Рейна) и время его рождения. Неизвестно, у кого учился Нитхардт. Его творческая самостоятельность и независимость практически не позволяют проследить какие-либо заимствования у современных ему художников или хотя бы оказанного на него влияния. Нитхардт стоит настолько в стороне от основных течений немецкого искусства XVI века, что порой кажется чуждым всей немецкой культуре того времени. И все же этот гений самобытности, может быть, более всех немецких художников XVI века корнями своими связан с Германией, взращен духом готики. Основа его творчества — переосмысленное им готическое искусство.
Алтарь, изготовленный Нитхардтом для монастырской церкви святого Антония в Изенгейме. представляет собой огромное сооружение (три метра высотой и пять шириной) в резной раме,
состоящее из трех пар открывающихся деревянных створок и пределы (т. е. основания, на котором крепится алтарь). В будние дни, когда алтарь был закрыт, в его центре можно было видеть «Распятие», а по бокам — святых Антония и Себастьяна. По воскресеньям первые створки открывались, и глазу зрителя представали «Рождество», «Благовещение» и «Воскресение». В большие праздники и день святого Антония раскрывались и вторые створки, и был виден короб алтаря с резными фигурами святых Антония, Августина и Иеронима, а по бокам — живописные сцены «Искушение святого Антония» и «Посещение святым Антонием святого Павла Пустынника». Десять живописных сцен и большое количество резьбы, выполненной страсбургскими резчиками, сами по себе должны были производить на посетителя церкви огромное впечатление. Нитхардт своим мастерством во много раз усилил это впечатление.
«Распятие» Изенгеймского алтаря, пожалуй, самая трагическая картина во всем немецком искусстве. Сила, с которой воплощена здесь человеческая трагедия Христа, не находит себе аналогий в живописи. Здесь будет уместно разве только сравнение со средневековой мистической литературой, оказавшей значительное влияние на Нитхардта. Прежде всего, это мистические видения святой Бригитты Шведской (конец XIV века). Поразительная художественная фантазия помогла мастеру воплотить ее слова в трагические и устрашающие образы. Искривленные пальцы, вывернутые руки и ноги, мертвая плоть, покрытая ранами и язвами, становятся в картине реальностью. Духовное напряжение достигает предела. Все это приближает страдания распятого к зрителю, делает их материально ощутимыми и приводит в содрогание даже самого искушенного наблюдателя. Масштабы фигур не соответствуют реальности, и, как в средневековом искусстве, определяющим моментом в композиции становится степень духовной значимости образов. Поэтому фигура Христа, как наиболее важная в смысловом отношении, больше других фигур. Недаром надпись около фигуры Иоанна Крестителя, как бы воспроизводящая его слова, гласит: «Он должен возрастать, я должен сокращаться». Мрачный, зеленовато-коричневый пейзаж только усиливает впечатление трагизма происходящего. Этот же эффект вызывает и цветовая композиция картины: яркие цветовые пятна фигур, контрастируя с нейтральным фоном, приобретают дополнительное эмоциональное звучание.
Захваченный мистическими учениями, расцветавшими в Европе в XIV—XV веках, Нитхардт в своем «Распятии» выразил не только религиозную, но и социальную сторону современной ему действительности. Тревожное настроение, господствующее в изенгеймской картине, как бы улавливает те грядущие перемены в социальной жизни, которые в ближайшие десятилетия охватят и без того напряженную до предела Германию.
Все живописные сцены (например, «Преображение») полны мистических ощущений и таинственной религиозной экспрессии, но «Распятие» (фрагмент) наиболее ярко и выразительно. Это ключевая сцена, центральный образ всего алтаря. Здесь кульминация всех чувств, переживаний и мыслей художника, открывающихся зрителю в самый первый момент, как только он видит алтарь. В других композициях накал страстей постепенно уменьшается, а порой и совсем исчезает («Посещение святым Антонием святого Павла Пустынника»).
Глубоко индивидуальное художественное мышление и творческая независимость позволили Нитхардту подойти к пределам живописной выразительности. Такой силы экспрессии не достигал ни один художник. Изенгеймский алтарь, творение гениального мастера, вобравшее в себя лучшие черты его творчества, стал одной из вершин всей западноевропейской духовной культуры.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1978 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.