Александр Терентьевич Матвеев принадлежал к старшему поколению советских скульпторов. Он вошел в советское искусство, будучи уже зрелым мастером, со своим особым миром идей, своим собственным пониманием пластической красоты и гармонии. Многие по-человечески простые представления о прекрасном обрели в его произведениях ту наглядность, перед которой бессильны слова. Его скульптуры не производят впечатления результата творческих мук или кропотливого труда, а кажутся такими же естественными, как создания природы. За этой кажущейся простотой таится глубокая содержательность его скульптур, содержательность пластической формы, через которую зритель вступает в возвышенный мир размышлений о красоте и духовной значительности человека.
Матвеев родился в Саратове, родине многих выдающихся представителей советского искусства. Его ранней склонности к скульптуре ничто не способствует: ни влияние среды, ни впечатления от саратовской картинной галереи, где его больше всего привлекала живопись барбизонцев, ни окружающие его будущие живописцы — В. Э. Борисов-Мусатов, П. В. Кузнецов, П. С. Уткин. Однако Матвеев не колеблется в своем выборе. В 1899 году он поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение, где работает под руководством П. П. Трубецкого. Начало 1900-х годов для скульптора — время сложения его творческой индивидуальности. Благодаря общению с такими мастерами современного русского искусства, как Врубель и Коровин, он непосредственно соприкасается с новыми художественными идеями. Атмосфера борьбы за новые формы в искусстве отвечает интересам и исканиям самого скульптора. Создание большого цикла статуй и рельефов, перенесенных через несколько лет в имение Я. Е. Жуковского в Крыму, было значительной удачей молодого скульптора. В этих произведениях проявилась свойственная почти всем работам Матвеева способность вступать в органическую связь с природой и выполнять монументально-декоративные функции Содержание и мера допущенного мастером обобщения позволили вывести скульптуру из интерьера на природу, в естественную световоздушную среду Созвучие великой гармонии природы еще более подчеркивало красоту статуй. Каменные фигуры мальчиков и юных купальщиц (1905—1909), украшавшие парк, не отличаются сюжетным разнообразием, но целостны по своему поэтическому содержанию и пластическому стилю.
Проблема соотношения статуи и среды, всегда волновавшая Матвеева, находит свое образцовое решение в надгробии В. Э. Борисову-Мусатову, установленном на высоком берегу Оки в Тарусе. После Октябрьской революции скульптор без колебаний отдал свой опыт и талант строительству новой культуры, войдя в состав различных комиссий и начав преподавательскую деятельность. Матвеевский памятник Марксу, открытый в 1918 году около Смольного, был значительным вкладом скульптора в план монументальной пропаганды. Строгая монументальность, четкая выраженность логики конструкции, устойчивость граненых форм — все это способствовало достижению впечатления внушительной силы образа.
Задача создания монументального реалистического искусства, в сущности, отвечала творческому складу скульптора. Однако перед Матвеевым и другими скульпторами стояла сложная задача преодоления «станковизма» видения, унаследованного вместе с реалистическими традициями от искусства прошлого. Все творчество Матвеева 20-х годов можно рассматривать как неустанные поиски во всех видах скульптуры монументальных возможностей пластической формы. В этих поисках он шел от самого малого, как, например, этюды для фарфоровых статуэток, до самого значительного, как, например, монументальная группа «Октябрь» (1927). Героическая тема революции ожила в этом произведении в своем возвышенно-человеческом аспекте. В торжестве простого человека, в полном освобождении его безграничных возможностей увидел скульптор суть Октября. Он сознательно поднял эту тему величавого собирательного образа, смело интерпретируя некоторые традиционно классические принципы построения монументальной группы. С убежденностью пластика, сознающего силу выразительности «архитектуры» обнаженного человеческого тела, Матвеев отбрасывает, какой бы то ни было элемент внешней экспрессии. Он сосредоточивает внимание зрителя на значительности размеренных жестов, на классических пропорциях фигур. Объединяя фигуры в единую группу, скульптор стремится к ясности, уравновешенности и цельности композиции.
Линию монументальных произведений Матвеева завершает его «Пушкиниана». Пушкин на протяжении двадцати четырех лет был для Матвеева одной из заветнейших тем. К созданию образа великого поэта скульптор подходил с особой требовательностью, стремясь достичь самого большего из того многого, что он умел. Статуя Пушкина была его последней работой. И хотя смерть Матвеева помешала ему закончить эту работу, без преувеличения можно сказать, что она является итогом его жизни в искусстве, его своеобразным завещанием. Бюст Пушкина (1948—1960) полон внутреннего напряжения чувств, которое владело Матвеевым в часы творчества. Мы проникаемся этим скрытым волнением. Мы узнаем Пушкина поры его высшей зрелости, омраченной предчувствием сгущающихся туч. Матвеев подводит нас к мысли о величии Пушкина, доказавшего, что гений всегда выше своей судьбы.
Работая над статуей Пушкина, Матвеев, в сущности, совершал многолетний молчаливый подвиг, к которому его привела логика творческого и жизненного пути. Ибо для того, чтобы сложное трагическое содержание отлилось в гармонически построенную форму, чтобы простая фигура сама поведала о внутреннем конфликте, нужно было поистине подвижническое отношение к своему труду.
Наследие Матвеева поражает своим высоким качественным уровнем. Его никогда не покидало чувство ответственности — черта, присущая подлинным художникам. Работая истово, систематически, он умел превращать трудное ремесло скульптора в искусство, умел всегда, в каждом движении руки оставаться творцом. Его стремление придать скульптуре пластическую полноценность было связано с его поэтическим идеалом человека, гармоничного и прекрасного, как природа, но возвышающегося над ней своей потребностью мыслить и чувствовать, своей потребностью преодолевать трудности и преграды, встающие на пути к духовной свободе.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1978 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.