Свой главный творческий принцип Анатолий Владимирович Кокорин выразил однажды в следующих словах: «Я стремлюсь делать первый рисунок так, чтобы он являлся и оригиналом, чтобы в рисунке были вместе слиты и первое трепетное чувство и завершенность... Первый набросок— законченная вещь. Вот цель».
Однако для того чтобы каждой работе Кокорина стали присущи эта простота и естественная легкость, художнику пришлось пройти большой и сложный путь исканий и проб и прежде всего путь к самому себе.
Получив в 1932 году диплом художника-плакатиста, выпускник Вхутеина, учившийся у С. В. Герасимова, Д. С. Моора, Л. А. Бруни и М. С. Родионова, Кокорин стремится отражать современность средствами живописи. Его первые картины «На Садовом кольце Москвы» и «Колхозная кузница» появляются на выставках в 1938 — 1939 годах.
Но творческая личность художника по-настоящему сформировалась только в годы войны. Этому способствовали поездки на фронт, в итоге которых был создан «Фронтовой дневник». В нем-то и проявились качества отличного рисовальщика, с зоркой жадностью «набрасывающегося» на натуру. Небольшие зарисовки Кокорина отличались свежестью и непосредственностью, энергичной выразительной линией, умением схватить характерное в каждой человеческой фигуре, в ее взаимодействии с окружающим — машинами, вооружением, лошадьми. Листы «Фронтового дневника» с успехом были показаны на Всесоюзной выставке 1945 года.
В этой первой серии, вызванной к жизни обстоятельствами военного времени, проявилось пристрастие автора к жанру путевого дневника, которому суждено было впоследствии занять столь значительное место в его творчестве.
Военные впечатления на многие годы остались для него творческим материалом. Это они побудили его работать над серией иллюстраций к «Железному потоку» А. С. Серафимовича. Три раза возвращался Кокорин к этому литературному произведению и создал многоплановое изображение подвига народа в гражданской войне. Вслед за этим художник увлекается героями «Севастопольских рассказов» Л. Н. Толстого. Закончив серию иллюстраций к ним, он возвращается к исторической теме войны, но уже в жанре живописи. В 1949 году он создает картину «Героический переход Таманской армии», а в 1950 — полотно «Удачный выстрел. Севастопольская оборона. 1854—1855».
В первой половине 1950-х годов Кокорин иллюстрирует, по преимуществу для Детгиза, произведения Л. Н. Толстого, В. Де-Амичиса, Матэ Залки, Джанни Родари, повести советских авторов. И в это же время он совершает интересные поездки в Среднюю Азию и на Азовское море, в Таллин и Магнитогорск, в Суздаль и Углич, а также за рубеж — в Индию и Афганистан, Италию и Францию, Болгарию и Чехословакию, в Голландию и на Британские острова. Из своих путешествий художник всегда привозит массу зарисовок, сохраняющих неповторимость новизны впечатлений.
Со временем путевые зарисовки Кокорина были опубликованы в виде интересных, оригинальных изданий («По Индии», 1964; «В Голландии», 1967; «Англия, Шотландия, Ирландия», 1972). Одним из них является «Ленинградский альбом» (1967), привлекательный тем, что в полиграфическом воспроизведении графических листов сохранилось впечатление единственности и рукотворности рисунков. Он издан в квадратном формате, в холщовом переплете с завязками, а почерк автора факсимильно воспроизведен в подписях и пояснениях. Это по преимуществу акварельные архитектурные пейзажи, запечатлевшие здания и улицы, каналы и мосты в разное время года, при всякой погоде, в разное время суток... Кокорин любит величавый ритм и совершенную гармонию старинных памятников не в академической отвлеченности, а во взаимосвязи с протекающим у их классических фасадов, у чугунного кружева решеток, возле мраморных изваяний потоком сегодняшней жизни. Именно это окрашивает лирическим чувством желтую осень Летнего сада, зеленоватую тишину белой ночи на Фонтанке, серые струи дождя над Казанским собором, торопливую сутолоку Невского.
Развивая традицию путевого альбома, Кокорин не удовлетворяется раз и навсегда найденным типом издания. В одной из своих работ, посвященной Великобритании, художник выступает как любознательный, острый «моменталист». Альбом невелик по размеру, рисунки в нем по-прежнему сопровождаются краткими и выразительными заметками автора, но на этот раз отстуканными на пишущей машинке. Этим подчеркнут упругий ритм туристской поездки, где дорога каждая минута и некогда предаваться медлительным размышлениям с пером в руке.
Рисунки и акварели путевых альбомов Кокорина содержат меткие характеристики людей, их образа жизни, привычек и обычаев; многие листы полны веселого, озорного юмора и сродни порой чуть утрированным картинкам детских книжек. Таков, к примеру, лист «Нидерландские рыбаки». Каждое изображение в альбомах Кокорина имеет свой сюжет, свое настроение, свидетельствует о неутомимой жадности автора ко всему новому и неожиданному. Однако ценность его зарисовок не только в их художественных качествах, а и в том, что они конкретно способствуют делу взаимопонимания между народами.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1978 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.