Рудольф Рудольфович Френц был наряду с М. Грековым одним из родоначальников советской батальной картины. Более сорока лет посвятил он изображению подвигов героической Советской Армии, ее истории, ее становлению. Одним из первых взялся художник за трудоемкое дело создания грандиозных панорам, уверенный в их чрезвычайной важности для воспитания патриотических чувств, он считал панорамную живопись одним из наиболее демократичных искусств. Жизнь и быт простого солдата Френц узнал еще во время первой мировой войны, когда он, будучи студентом батальной мастерской Академии художеств, делал зарисовки на полях сражений, в окопах, в казармах, госпиталях. В многочисленных графических работах художника, относящихся к тому времени, можно отметить умение остро схватить и точно зафиксировать натурный мотив. Достоверность изображенного была одной из основ искусства Френца.
В исторический момент ночного штурма Зимнего художник присутствовал на Дворцовой площади, и эти неизгладимые впечатления послужили ему позже бесценным материалом для создания диорамы «Штурм Зимнего». Первый вариант ее относится к 1927 году, окончательный — к 1929 году. Эта работа явилась одним из начальных опытов советской панорамной живописи, но в ней уже подводился известный итог достаточно разнообразного творчества художника. В 20-е годы он пишет и жанровые полотна («Карусель», «Народное гулянье»), и пейзажи («Огород», «Полдень»), задумывает произведения на исторические темы («Парижские коммунары», «Декабристы»). Здесь художник разрабатывает свою манеру динамичного стремительного письма, для него характерны яркая звучность цвета, общая декоративность исполнения («У Смольного в Октябрьскую ночь»).
Свое логическое развитие эта манера получила в батальных картинах, которыми он в основном стал заниматься с середины 20-х годов. Захватывающие атаки конницы, жаркие схватки, стремление передать самую кульминацию боя, самоотверженный героизм красных бойцов — это более всего увлекало художника. Но постепенно его батальная живопись обогащается большей широтой охвата событий, развитостью композиционного построения. Это сказывается в таких картинах Френца, как «На Перекопе» (1927), «Оборона Петрограда от Юденича» (1928), «Поход Блюхера. Рабочие Южного Урала вступают в партизанский отряд» (1929). Отсюда закономерным оказался шаг к созданию диорамы «Взятие Зимнего дворца» (25x6 м).
Красно-коричнево-черный колористический строй убедительно передает напряженность и исторический драматизм происходящего события. Неудержимой лавиной накатывает ощетинившаяся штыками народная гвардия на как бы тлеющий изнутри огромный дворец, и ничто уже не в силах повернуть колесо истории вспять в этот роковой для старого мира час.
Еще более грандиозна панорама «Оборона Петрограда», написанная Френцем с учениками в 1939 году. Две спаренные диорамы отражают важнейшие события обороны: штурм Красной Горки и разгром белогвардейских войск на Пулковской высоте. Все это сообщает произведению особую документально-художественную значительность. На стыке диорам помещено изображение Петрограда — колыбели революции, за который сражаются его защитники. Во время Великой Отечественной войны еще более активизируется творчество художника. Невиданный героизм советских воинов, колоссальный размах сражений не может не вдохновить старого баталиста. Несмотря на возраст, он отправляется в Сталинград и по горячим следам собирает натурный материал, делает эскизы и зарисовки, изучает все необходимые подробности грандиозной битвы на Волге. Он готовится к созданию диорамы, посвященной знаменательному наступлению Советской Армии в январе 1943 года, ставшему поворотным моментом в ходе войны.
В 1946 году диорама была закончена и отразила в своих основных сюжетных узлах главные, ключевые моменты борьбы за Сталинград — бои в городе, на Мамаевом кургане, у Тракторного завода. Многоплановость изображения, дающего возможность зрителю присутствовать одновременно в разных точках знаменитого сражения, динамизм взаимодействия всех родов войск, накаленность атмосферы боя — все это не оставляет зрителя равнодушным.
Последние годы жизни художник упорно работал над диорамой «Героическая оборона Брестской крепости». Однако осуществить ее он уже не смог. Р. Р. Френц в течение всего своего творчества не оставлял и других родов живописи: он увлеченно писал пейзажи, натюрморты, анималистические жанры, естественно переходя от монументального размаха батальных полотен к таким частным проявлением своих художнических интересов.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1978 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.