Есть поговорка — назови мне своих друзей, и я скажу, кто ты. Она приходит на ум, когда читаешь статьи Гончарова о близких ему художниках (Фаворском, Сезанне, Пикассо, Мазереле, импрессионистах, Хокусаи, Сарьяне, А. Рублеве), когда знакомишься с графическими портретами великих писателей, гравированными Гончаровым (Гете и Анатоля Франса, Хемингуэя и Гарсиа Лорки, Крылова и Чехова, Достоевского и Маяковского), когда всматриваешься в созданные им живописные портреты людей нашего искусства (Кореня и Плятта, Урусевского и Андроникова, Завадского и Пудовкина, Хмелева, Синельниковой, Бисти). Этот отбор имен неопровержимо свидетельствует о художественных пристрастиях Гончарова, о его духовных и эстетических интересах, о круге единомышленников в культуре прошлого и настоящего. Гончаров — любимый ученик В. А. Фаворского, учившийся у него не только мастерству гравюры на дереве, архитектонике построения книги, приемам монументальной живописи, подходу к декоративному решению спектакля, но и бескомпромиссной верности своей эстетической программе. Так же как и для Фаворского, для Гончарова одинаково значительны полосная иллюстрация и миниатюрная заставка, участие в академическом издании и буклет гастрольных спектаклей, эскизы декораций и марка театра, плафоны станций московского метро и панно для ресторанного зала.
Но главным в уроках Фаворского была книга и «взгляд на книгу как на целостный организм, состоящий из полиграфических и изобразительных элементов, тесно и неразрывно друг с другом связанных и друг друга обусловливающих. Борьба против украшательства, за идейную насыщенность каждого книжного элемента, за глубокое проникновение в идейную сущность литературного произведения, за выразительность и экономность и рациональное использование материала» — так сформулировал сам Гончаров смысл этих уроков, и эти законы легли в основу его собственного творчества.
Трудно сказать, какая книга среди оформленных и иллюстрированных Гончаровым изданий — главная, ведь их значительно больше ста, и четырнадцать из них отмечены золотыми и серебряными медалями и дипломами на всемирных и всесоюзных выставках. Круг его тем почти необъятен — он иллюстрирует множество произведений русской классики: Пушкина и Гоголя, Достоевского и Островского, Сухово-Кобылина и Чехова, Горького и Блока; он чутко откликается на явления советской литературы, обращаясь к Маяковскому и Есенину, Всеволоду Иванову и Л. Сейфуллиной, Вас. Казину и Петрусю Бровке. Привлекает Гончарова и народный эпос с его ярким национальным колоритом — «Давид Сасунский», «Калевипоэг», «Лачплесио. Видное место в его книжной графике занимают работы, исполненные для издания произведений мировой классики — Софокла, Платона, Петрарки, Лопе де Вега; Смоллетта, Гете, Байрона, Мериме, Мицкевича и, конечно, Шекспира .
С особой, бережной нежностью к автору сделано Гончаровым оформление к изданию «Вишневого сада» Чехова. В нем уловлена сама поэзия и музыка чеховской драмы. Уже суперобложкой, ее фактурой, напоминающей обои гостиной, и изображением нескольких предметов обстановки автор вводит вас в атмосферу пьесы. Все элементы книжного убранства наполнены изобразительными деталями. Безмолвные предметы оказываются не менее красноречивыми, чем образы персонажей пьесы.
Очень своеобразна и вся композиция книги. Каждому из четырех актов предпослана полосная иллюстрация, выражающая кульминацию акта. Впечатление усилено серой подложкой, придающей черно-белому изображению трепетную живописность, тогда как остальные миниатюрные черно-белые гравюры рассыпаны по белым страницам, посреди текста. Иногда это дуэтная мизансцена, порой одинокая фигура, случается, пейзажный мотив или же предметы обихода, вроде чемоданов, баулов, стульев.
Вообще Гончаров обладает секретом делать неодушевленные вещи психологически значимыми, активно участвующими в характеристике человека. (Быть может, это свойство оказалось обостренным от соприкосновения с театром, от постижения известного закона, по которому ружье, висящее на стене в первом акте, непременно должно выстрелить в четвертом.) Например, на гравюре Гончарова на темы спектакля театра Революции «Улица радости» (1932) мы видим рядом с М. Штраухом в роли старого портного Рубинчика — старую шляпу, почтовый конверт с маркой, очки. Изображение этих предметов безошибочно «работает» и на драматургическую ситуацию и на образ, созданный актером. Уже нет на свете ни автора пьесы Н. Зархи, ни режиссера и художника И. Шлепянова, ни самого М. Штрауха, да и зрителей этой замечательной постановки осталось не так уж много, а гончаровская гравюра сохранила для будущего ее своеобразие, став одновременно фактом изобразительного искусства и документом истории советского театра.
В той же мере это относится к прекрасному гравированному портрету Пола Скофилда в роли Гамлета и к живописному изображению артиста С. Кореня в роли Меркуцио в прокофьевском балете «Ромео и Джульетта».
В декорациях Гончарова поставлено более двадцати спектаклей на сценах МХАТа, Большого театра, Театра им. Кирова в Ленинграде, Театра им. Моссовета, берлинской оперы в ГДР. Он автор многих панно, украсивших советские павильоны на международных выставках, интерьеры общественных зданий и павильоны ВДНХ, ему принадлежит множество живописных работ. Перечень исполненных Гончаровым произведений огромен. Параллельно с гигантской творческой работой он занимался преподаванием и воспитал не одно поколение художников-графиков в стенах Полиграфического института. Все это раскрывает подлинный масштаб творческой и общественной личности художника.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1978 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.