Гудон создал галерею блистательных портретов своих современников — людей, внесших огромный вклад в науку и культуру Франции XVIII века.
Искусство Гудона отразило тот интерес к личности человека, к безграничным возможностям его ума и творческого вдохновения, который был характерен для эпохи просветительства. В своей деятельности портретиста Гудон видел большое общественное значение. По его словам, он стремился увековечить облик людей, принесших своей родине славу или счастье. Гудон исполнил свыше ста скульптурных портретов; среди тех, кого он изображал,— философы Вольтер, Руссо, Дидро; политические деятели — Мирабо, Вашингтон, Наполеон; композитор Глюк, актриса София Арну, естествоиспытатель Бюффон, математик Лаплас. Характерный для этого времени интерес к точному научному знанию подкреплял и деятельность знаменитых энциклопедистов, и метод работы Гудона.
Стремясь добиться абсолютного внешнего сходства, он производил тщательные обмеры модели, делал гипсовые слепки головы и отдельных частей фигуры. Он тщательно прорабатывал детали лица и одежды, улавливал характерную позу, поворот. Скульптуры Гудона выполнены в разных материалах — в традиционном для парадных произведений мраморе и в бронзе, которая после него вновь стала излюбленным материалом скульпторов. Гудон потратил немало усилий, изучая технику бронзового литья, и здесь его стремление к научному знанию стало залогом успеха.
Одаренный от природы большим и разносторонним талантом, скульптор развивался в рамках, отведенных ему его обществом и эпохой, в которую он жил. Его искусство несет, и знамя идеалов времени, и печать его противоречий. Жан-Антуан Гудон родился в Версале. Когда мальчику было восемь лет, его отец получил должность привратника художественной школы, где стипендиаты Академии художеств совершенствовали свое мастерство, прежде чем отправиться в Италию, чтобы изучать классическое искусство. Мальчиком Гудон попадает в скульптурные классы, первый раз берет в руки глину. На него обращают внимание профессора, которые дают ему советы наравне со взрослыми. В двенадцать лет Гудон был принят в Академию художеств, а когда ему исполнилось двадцать три года, он как один из стипендиатов Академии отправился в Рим. Здесь его внимание привлекли и барочная скульптура Бернини, и античная пластика. В работах Гудона в это время уже проявляется отличительная черта — стремление к точному, правдивому воплощению натуры. В Риме Гудон закончил начатую еще в Париже статую, изображающую фигуру человека с обнаженными мускулами,— «экорше». В этой работе, которую и по сей день можно увидеть в качестве пособия в мастерских художников, сказались результаты длительного и тщательного изучения анатомии человеческого тела. В своих скульптурах Гудон не копирует внешность человека, а стремится как бы заново строить его фигуру. Мастера интересует не эффектный жест, а сложная динамика движения.
Простота и основательность композиционного решения, которых добивался Гудон, особенно проявлялись при создании больших монументальных работ, но, к сожалению, Гудону мало пришлось творить в этой области. Ведь заказчиками памятников чаще всего бывали или богатые меценаты, или государство, а в 1770-е годы доживавшая свой век монархия Бурбонов едва ли могла покровительствовать широкому развитию искусств.
Свершившаяся Великая французская революция породила множество замыслов и проектов в умах художников. Не остался в стороне и Гудон. Однако, поскольку в прежние годы он выполнял различные заказы для придворных кругов, республиканцы относились к нему с подозрением. В 1793 году Гудон подарил Конвенту статую «Философия» (она не сохранилась), он сделал фигуру Цицерона для здания Сената.
Последнее воплощение монументального замысла Гудона — колоссальная статуя Наполеона Бонапарта, которая была отлита из бронзы в 1812 году. Но после падения императора ее разбили и переплавили.
Много политических режимов сменилось при жизни мастера, и он не успел создать достойного памятника ни одному из них. Гудон был, прежде всего, и по преимуществу человеком искусства, его вдохновляли не столько общественные идеалы, сколько выдающиеся личности, которые за них боролись. Он создал целый ряд портретов деятелей революции, героев войны за независимость Соединенных Штатов. В 1785 году Гудон специально приплыл на корабле в Америку, чтобы начать работу с натуры для портрета Джорджа Вашингтона. Монументальный портрет Вашингтона работы Гудона стал любимым воплощением образа национального героя в США. Знаменитый генерал изображен стоящим во весь рост со слегка откинутой головой. В его фигуре воплощены утверждение чувства собственного достоинства, сила, воля к победе. «Вашингтон» и «Вольтер» — два самых известных произведения Гудона. Это образы — противоположные и по своему духу, и по художественному решению. Пытливый разум древней французской нации олицетворен в фигуре дряхлого, но всеми силами стремящегося жить и мыслить Вольтера. Джордж Вашингтон — это представитель нового, тогда лишь нарождавшегося общества, где главное в человеке — это умение действовать, бороться. Значение творчества Гудона состоит в том, что он не только сохранил для истории образы своих современников, но и раскрыл различные характеры, типы людей, вызванные к жизни общественными коллизиями. Искусство Гудона было известно далеко за пределами Франции, он выполнил ряд заказов для русской императрицы Екатерины II, и сейчас подлинники скульптуры Гудона можно увидеть в Эрмитаже.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1978 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.