Среди историков немецкого искусства принято выделять в общей картине развития живописи германских земель XVI века так называемую «Дунайскую школу». Это условное название объединяет ряд художников, имевших особое пристрастие к пейзажу и культивировавших этот жанр. По сути дела, эти художники принадлежат немецкому Ренессансу, но отличаются большей консервативностью и преемственностью со средневековьем. Их пронизанные мистическим чувством картины выражают присущий немецкой религиозной мысли того времени космологический, всеобъемлющий взгляд на мир. Поэтому мастеров «Дунайской школы» привлекает панорамный пейзаж. Они любят гипертрофированную форму, усиленные цветовые и световые эффекты, нервную прерывистую линию. Основы «Дунайской школы» заложил молодой Лукас Кранах, вставший позже на другие художественные позиции. Главным же представителем школы был Альбрехт Альтдорфер, родоначальник европейского пейзажа. Губер, верный последователь Альтдорфера и, возможно, его ученик, тоже увлекался пейзажем.
Имя Вольфа Губера было совершенно забыто уже в XVII веке. Заново его «открыли» лишь в XIX веке. Это сделали немецкие романтики, чей интерес к художественному прошлому Германии сыграл огромную роль в сохранении старого немецкого искусства. К сожалению, фактических данных о Губере сохранилось очень мало. Известно, что родился он в местечке Фельдкирх в Форарльберге (запад современной Австрии). Много путешествуя по Австрии и Германии, Губер всюду делал пейзажные зарисовки. По датам на некоторых из них мы можем проследить маршруты его поездок: озеро Мондзее (ок. 1510), Гамбург (1513), Урфар около Линца (1514), Вена (1520-е годы). В 1515 году он обосновался в Пассау, где и оставался почти безвыездно за исключением нескольких путешествий. Он умер, будучи уже старым человеком. О широкой известности мастера говорит тот факт, что он в качестве придворного художника и архитектора состоял на службе у местного епископа. Это послужило причиной зависти городских живописцев, входящих в цеховое объединение. Они даже написали жалобу на Губера, где обвиняли его в том, что он, выполняя заказы городских жителей, обманывает своего покровителя и лишает работы городских художников. Мы не знаем, чем окончилась эта тяжба, но само событие свидетельствует о большой популярности мастера даже среди городского населения. В своем искусстве Губер следует по пути, проложенному Альтдор-фером. Хорошо зная работы своего наставника, Губер не мог не вдохновляться ими. Его привлекали выраженная в пейзажах Альтдорфера гармония человека и природы, могущество и грандиозность этой природы, безграничность окружающего мира. Предельная детализация и, одновременно, монументальный размах, интенсивность и богатство палитры восхищали Губера. Круг затронутых Альтдорфером проблем был настолько велик, что над их развитием могло бы трудиться целое поколение художников. Особенно привлекла Губера область чистого пейзажа, столь новая для европейского искусства и таящая множество нераскрытых возможностей.
Из всего художественного наследия мастера наибольший интерес представляют его графические пейзажи. Выполнены они в основном в технике серебряного карандаша и пера, подкрашенного акварелью. В них художник достигает графического мастерства, порой превосходящего лучшие рисунки Альтдорфера. Видимо, все рисунки делались Губером с натуры, что нисколько не уменьшает тщательности их исполнения. Наоборот, поражают продуманность композиции, точность линии.
Пейзажи Губера очень различны по настроению. В этом отношении он далеко опережает многих своих современников. Каждый пейзаж несет в себе определенную настроенность. То это полные лирики спокойные панорамы («Вид Мондзее», 1510), то экспрессивные фантастические картины («Голгофа», 1512), то тонкие по исполнению горные пейзажи («Альпийский пейзаж», 1541). Последние дают наибольшее представление о графическом таланте, присущем всем немецким живописцам, а Губеру в особенности. Тонкая перовая линия прорисовывает силуэты гор, очертания разбросанных по предгорьям замков и деревушек. Некоторая нервность и прерывистость движений руки художника придают рисунку динамическую напряженность. Но в целом господствует настроение спокойствия и отрешенности. Мы видим панораму Альп как бы с высоты птичьего полета, проникаемся ощущением величия природы, мощью скрытых в ней сил.
Среди созданных Губером листов есть и иные. В этих рисунках напряжение достигает предела («Ивы», 1514). Энергичный извилистый штрих господствует над всем. Логике его движения подчиняется композиция рисунка, он строит форму, подвергает ее деформации. Чем-то эти рисунки напоминают живопись Ван Го г а с ее выразительным болезненно-нервным мазком. Думается, между двумя мастерами есть определенная духовная близость (хотя их разделяют почти четыре века). Она выражается в обостренном восприятии действительности, только зарождающемся у Губера и доведенном до предела у Ван Гога.
Современники очень ценили живопись Губера, мы же можем сказать, что он был прирожденным графиком. Недаром в ранний период своего творчества он создавал только одни рисунки. Даже гравюра так никогда не привлекала его. Среди лучших живописных произведений мастера можно назвать алтарь св. Анны из Фельдкирха (1521). В настоящее время разрозненный, он, видимо, состоял из резного короба и большого количества живописных изображений со сценами жизни Марии, св. Анны и Христа. Живопись алтаря — типична для северного Ренессанса: строгие архитектурные интерьеры, построенные по всем правилам перспективы, несколько застылые, но вполне реалистичные движения фигур. Но профессионализм, столь восхищавший современников, не исключает холодности и бесчувственности его композиций. Настоящим мастером и подлинным виртуозом Губер становится только в графике, которая всегда будет считаться одной из вершин немецкого искусства XVI века.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1978 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.