XVII—XVIII века в многовековой истории японского искусства известны как время высокого расцвета декоративной живописи. В этот период были созданы многочисленные настенные росписи, а также росписи на ширмах, служивших в традиционном японском доме особой временной перегородкой для разделения помещений. Сюжетами росписей чаще всего были природные мотивы — деревья, цветы и травы, птицы и животные.
Творчество Сакаи Хоицу принадлежит к завершающему этапу развития декоративной живописи. Он был последователем наиболее известного и блестящего ее представителя — знаменитого Огата Корина.
Заслуга Сакаи Хоицу состояла в том, что он сохранил в чистоте и принес в XIX век стиль своих великих предшественников как стиль национальной традиции в живописи своей страны.
Происходивший из богатой аристократической семьи (он был вторым сыном Сакаи Тададзанэ, владельца грандиозного замка Химэдзи в провинции Харима), Хоицу с детства был погружен в атмосферу утонченной роскоши, имел возможность постоянно соприкасаться с произведениями искусства. Изучая работы старых мастеров, часто копируя их, Сакаи Хоицу ощущал особую внутреннюю близость к художникам-декоративного направления, сочетавшим достоверность и точность в передаче мотивов с условной отвлеченностью и возвышенной поэтизацией. Как и они, Сакаи Хоицу стал писать свои картины на золотой или серебряной бумаге плотными красками. Уже это само по себе создавало особое ощущение драгоценности этих произведений, их необычной хрупкой красоты.
Одна из самых известных работ Сакаи Хоицу — декоративная композиция «Осенние и летние травы> (фрагмент), выполненная на паре двустворчатых ширм. Скупыми средствами создает художник различные по духу образы двух сезонов, двух разных состояний и настроений природы. Оттенками зеленого цвета, плавными спокойными линиями пишет художник склонившиеся под тяжестью влаги растения, как будто с трудом поднимающиеся после проливного дождя. Как знак этого пронесшегося, освежающего ливня бежит извивающийся ручей, изображенный в правом верхнем углу ширмы. Вся остальная плоскость — серебряный мерцающий фон: то ли насыщенный парами воздуха, густой и влажный, то ли сверкающая под солнцем умытая трава, то ли завеса далекого дождя. Таков образ лета.
В отличие от его умиротворенного покоя осень живет порывами движений, стремительностью стихии ветра. Главный мотив росписи — трепещущие растения, летящие яркие листья. А серебряный фон уже воспринимается как холодный прозрачный воздух, как безбрежная даль.
Так через общий ритм движения, через отдельные детали, намекающие на пейзаж, передает художник свое ощущение жизни природы. И зритель, созерцая картину, невольно оказывается вовлеченным в ее внутреннее движение, зачарованным то плавным струением линий, гармонией их связей и противопоставлений, то стремительностью и порывом. Постижение ритмической жизни картины открывает неоднозначность ее смысла, скрытую метафоричность мотива, и первоначально замеченная яркая декоративность оборачивается проникновенностью и лиризмом.
Такая многоплановая содержательность связана с двойственностью существа произведения Сакаи Хоицу. Это была картина-ширма, то есть картина и в то же время предмет с определенным назначением. Картина была одновременно произведением декоративно-прикладного искусства, наподобие лаковой шкатулки или расписного фарфорового блюда. Подобно мастеру-ремесленнику, автор ширмы точно представлял себе ту реальную жизненную среду, для которой она была предназначена. Он знал масштаб интерьера, ибо традиционный дом, независимо от социального положения владельца, создавался всегда на основе единой модульной системы. Художник представлял себе и заранее учитывал освещенность дома с его оклеенными белой бумагой раздвижными окнами, как бы фильтрующими солнечные лучи. Для него была совершенно определенной и точка зрения на картину, связанная с уровнем глаз человека, сидящего на покрытом циновками полу. Художник всегда писал картину, учитывая этот особый «климат» интерьера, просторного, пустого, не заполненного предметами быта, которые отвлекали бы взоры от его создания. Поэтому и голос его мог быть негромок, слова — просты и лаконичны, а мысль — казаться то поверхностной, то глубокой как откровение — в зависимости от ситуации, от отношения к картине-вещи.
Принадлежность живописного произведения к предметному миру никогда не мешала японскому художнику. Даже напротив, он сам часто расписывал веера и кимоно, изделия из лака и керамики, повествуя о своем восприятии мира, как и в картине.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1978 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.