В 1914 году, когда началась первая мировая война, многие русские художники, долго жившие за рубежом, вернулись на родину. Среди них был и живописец Владимир Георгиевич Бехтеев. В России его имя было мало известно в художественных кругах, а между тем к этому времени Бехтеев был уже своеобразным, сформировавшимся мастером. Приехал он из Мюнхена. Там его хорошо знали — с этим городом была связана жизнь многих русских мастеров, таких, как В. Фаворский, К. Истомин, В. Кандинский, А. Явленский.
Бехтеев был в числе основателей «Ассоциации новых художников Мюнхена». На выставки «Ассоциации» представляли свои работы сторонники новых течений в искусстве. Бехтеев участвовал своими пейзажами. Цвет их подчеркнуто, интенсивен, обобщен и действует сразу же, сильно и непосредственно, как контрастное декоративное пятно. Своим подходом к живописи Бехтеев примыкал к ранним экспрессионистам. Но русский художник чужд экзальтированности, подчеркивания стихийной эмоциональности, характерных для многих представителей этого движения в Германии. Ему в равной мере близка и непосредственная артистичность, цветовая культура французских «диких», писавших столь же ярко, активно и динамично. Бехтеев мог бы надеяться на быстрое признание его таланта на родине, но почти все картины ему пришлось оставить в Германии. Теперь они встречаются в каталогах художественных собраний не только Германии, но и Швеции и Франции, их нередко воспроизводят в книгах и альбомах, посвященных живописи тех лет. Новых картин в России Бехтеев написать не успел, так как отправился на фронт. Сын профессионального военного, сам когда-то в ранней молодости служивший в армии, он провел на фронте всю первую мировую войну.
В 20-е годы, в Москве, Бехтеев живет как бы в стороне от бурных событий в художественной жизни. Борьба группировок, постоянное изобретение новых приемов, систем — во всем этом он не хотел принимать участия. Художник показывает свои работы в чисто «цеховой» ассоциации графиков да в обществе «Четыре искусства», объединившем, в основном, опытных культурных мастеров, сформировавшихся в первое десятилетие нашего века. Прежнее увлечение станковой живописью в 20-е годы сменяется у него любовью к акварели. Его акварели изысканны и тонки по живописному строю. Бехтеев великолепно владел традиционным для этой техники контрастом света и тени, яркого цветового пятна и белизны бумаги. В его листах мы ощущаем атмосферу тонкого лиризма, поэтического чувства, особый, по-своему строгий и сдержанный артистизм, не наигранное, внешнее, а присущее ему от природы романтическое видение мира. Художник пишет наездниц и борцов в цирке (несколько лет он работал для цирка), пейзажи Подмосковья, Казахстана (серия акварелей военных лет), Армении. В них Бехтеев всегда идет от глубоко личного, внутреннего ощущения мотива. Это не только заметки на память, а работы, обладающие своей неповторимой эмоциональной атмосферой.
От акварелей Бехтеев прямо перешел к работе в книге. Она началась уже в 1923 году. Это была именно работа в книге, потому что специальных графических, «книжных» задач художник перед собой не ставил. Вероятно, права была критика, когда отмечала, что «в течение многих лет Бехтеев иллюстрирует книжку за книжкой, и никто не замечает, как мало это ему свойственно. И менее всего замечает это он сам». И в то же время сюиты его иллюстраций по справедливости заняли свое место в истории нашей графики.
Бехтееву предлагали иллюстрировать книги особого рода, как правило, романтические по настроению. И здесь само своеобразие творческой манеры художника помогало воссозданию атмосферы повествования. Бехтеев не стремился пересказать только что прочитанное читателем на свой лад, не пытался «выстраивать» психологические характеристики героев. Но легкие, тонкие рисунки тушью, неназойливая «режиссура» света и тени в черной акварели вызывали ощущение взволнованности, сопричастности переживания героев. Это путь ассоциативного раскрытия поэтического смысла книги. В этих иллюстрациях большую роль играют обычно жест, движение. В самом их ритме можно угадать интонацию прочтения художником текста. Больше всего, конечно, из русской литературы Бехтеев любил иллюстрировать Лермонтова. Прекрасно чувствовал
он французскую литературу прошлого века — об этом свидетельствуют его иллюстрации к «Собору Парижской богоматери» В. Гюго, «Консуэло» Жорж Санд, «Мадемуазель Мопэн» Теофиля Готье. Композиции Бехтеева не раз вызывают в памяти и само французское искусство, французскую графику. В частности, очень органично, глубоко воспринял он традицию набросков К. Гиса. На таком своеобразном параллелизме строятся, например, его иллюстрации к тем главам книги польского романиста Б. Пруса «Кукла», действие которых происходит во Франции. Но, наряду с книгами европейской классики XIX века, Бехтеев прекрасно проиллюстрировал и знаменитый роман эллинистической эпохи «Дафнис и Хлоя» (1934). Здесь его метод поэтических сравнений, ассоциаций, создания единой для всей книги эмоциональной атмосферы также оказался очень уместным.
В 1960-е годы интерес к творчеству замечательного мастера постоянно рос. Все более открывался масштаб его таланта, за внешней неброскостью — великолепное мастерство, за простотой мотивов — своеобразие восприятия мира. Работы Бехтеева заняли место в экспозициях наших крупнейших музеев.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1978 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.