Борис Робертович Виппер — крупнейший советский искусствовед. Редкостная художественная одаренность, безошибочный артистизм суждений сочетались в нем с могучей силой интеллекта, охватывающего широкие перспективы и выявляющего важные закономерности в развитии отдельного художника, вида искусства, той или иной его школы, определенной эпохи и т. д. Виппер превосходно знал подлинники, то есть сами памятники искусства, он пристально вглядывался и вдумывался в многочисленные произведения живописи, графики, архитектуры, судил о них по собственным, всегда живым и острым впечатлениям. Он немало путешествовал, знакомился с музеями и выставками в различных европейских странах; смолоду он сам работал в мастерской живописца и практически изучал архитектурное проектирование. Ученый всегда ценил возможность вести научную работу в музее, где повседневное общение с памятниками искусства дает свежие импульсы для творческой мысли. Виппер — крупнейший историк западноевропейского искусства — от древнейших цивилизаций и античности до новых течений первой четверти XX века. Обо всех ее разделах он сумел сказать свое слово — меткое, независимое, впечатляющее. Но главный интерес для него составляло исследование изобразительного искусства Запада в эпоху Возрождения и в XVII—XVIII веках.
Виппер родился в семье известного русского историка Роберта Юрьевича Виппера. В 1911 году он окончил отделение теории и истории искусства, незадолго до того открытое на историко-филологическом факультете Московского университета. Еще в студенческие годы Виппер опубликовал свои первые научные статьи, посвященные памятникам античного искусства. Теперь же развернулась его разнообразная научная работа: с 1913 года он — хранитель картинной галереи Румянцевского музея; с 1914 по 1917 год он читает лекции в Народном университете Шанявского; в 1918 году Виппер защищает магистерскую диссертацию «Проблема и развитие натюрморта» и начинает читать лекции и вести семинары в качестве профессора в Московском университете (до 1924 года, затем возобновляет свою деятельность там, в период с 1943 по 1954 год). Созданные Виппером в Москве и в Риге (где он жил с 1924 по 1940 год) лекционные курсы явились результатом глубокого и длительного исследования проблем истории и теории искусства. Небольшие их разделы тогда частично публиковались в виде научных статей. В целом же лекции Виппера (в авторской литературной записи с последующими ее дополнениями) опубликованы позднее: «Введение в историческое изучение искусства» в 1970 году (в сборнике: Б. Р. Виппер. Статьи об искусстве), «Искусство Древней Греции» в 1972 году, «Искусство итальянского Ренессанса» в 1977. Подготовленные в 1.930-х — 1940-х годах, эти лекционные курсы нимало не утратили своего значения и интереса и в наши дни. Целая группа работ, созданных Виппером в Риге, связана с изучением им памятников латвийского искусства и обобщением черт его стиля («Искусство барокко в Латвии» и другие публикации).
В 1943 году Виппер возглавил кафедру общего искусствознания в Московском университете, с 1944 года и до последних дней жизни он — заместитель директора по научной части в Гос. музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. В 1944 году началась работа Виппера в Институте истории искусств Академии наук СССР. С 1959 года он вел в Институте группу истории искусствознания, которая выпустила 6 томов коллективного труда «История европейского искусствознания» (1963—1969). В руководимом Виппером секторе западноевропейского классического искусства объединились специалисты разных профессий (искусствоведы, театроведы, музыковеды) и совместно разрабатывали проблемы истории разных искусств.
Этот последний период научной деятельности Виппера как никогда богат исследовательскими результатами. В 1948 году выходит из печати монография «Тинторетто», в которой дана смелая, сильная, необычайно динамическая характеристика замечательного итальянского мастера. Публикуется обобщающее исследование «Борьба течений в итальянском искусстве XVI века» (1956). Один за другим следуют тома (1957—1962), посвященные голландской живописи XVII века — быть может, лучшее из созданного Виппером по мастерству интерпретации, цельности и убедительности исторического освещения. Новая группа интереснейших тем возникает в книге «Проблема реализма в итальянской живописи XVII—XVIII веков» (1966). Теоретические вопросы родов изобразительного искусства (графика, скульптура, живопись, архитектура) рассмотрены во «Введении в историческое изучение искусства» (1970). Виппер опубликовал ряд основополагающих работ, которые получили признание как образец советской науки об искусстве. У него много учеников, достойно продолжающих его школу. Он был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР. Когда Виппер скончался, он оставил ряд крупных работ в рукописи. Некоторые из них уже напечатаны посмертно, другие — печатаются, но уже сейчас ясно, что научно-творческое наследие этого ученого будет представлять для читателей интерес долгие годы.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1978 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.