Творчество Ван Гога резко делится на два периода — голландский, более длительный, и французский, продолжавшийся всего четыре года, в который, однако, была создана основная масса его произведений. Эти периоды так разнятся по манере и художественной технике, что кажется, будто перед нами два разных художника.
Ван Гог голландского периода — это «живописец бедняков», суровый демократ, напряженно сосредоточенный на изображении страданий и величия людей труда. Во французском периоде искусство Ван Гога становится более эмоциональным, более личным; на смену глухой палитре ранних работ приходят поразительная интенсивность и звучность цвета, необычайная экспрессия фактуры. И тем не менее — это один художник, более того — художник редкого постоянства, ни разу не изменивший себе и не отступивший от своих убеждений. Жизнь Винсента Ван Гога — непрерывный подвиг, героический и каждодневный, обреченный, но, тем не менее, восторжествовавший самим фактом своего существования. Творческая биография Ван Гога укладывается всего в десять лет — годы напряженнейшего, неустанного труда. За это время создано более 800 картин, не говоря уже об огромном количестве рисунков. Существенную часть наследия художника составляют его письма — потрясающий человеческий документ, в котором шаг за шагом раскрывается история прекрасной души, навеки уязвленной страданиями человечества.
Ван Гог решил стать художником только в двадцать семь лет, пройдя к этому времени суровую жизненную школу. Сын пастора из брабантской деревушки Гроот Зюндерт, он с шестнадцати лет начал работать — сначала в фирме по продаже картин, а затем помощником учителя в частной школе в Англии.
В 1878 году Ван Гог едет в Боринаж — шахтерский район на юге Бельгии, в качестве проповедника, чтобы «нести свет тем, кто работает во тьме, в черных недрах земли». Но очень скоро он убеждается, что проповедь Евангелия мало помогает людям, и переходит от слов к делу: раздает свои деньги, одежду — все имущество, вплоть до кровати, вступает в конфликт с администрацией, пытаясь добиться хоть какого-нибудь улучшения положения рабочих. Естественно, что его уволили. Наступили тяжелые дни без денег, без друзей, без крыши над головой.
Скитания по Боринажу сделали Ван Гога другим человеком. У него зарождается и крепнет желание стать художником, в искусстве он увидел ту силу, которая могла бы смягчить невежество и горе бедняков, вернуть им веру в свою человеческую ценность.
И он стал художником — преодолев нечеловеческие трудности, самоучкой, почти без профессиональных советов. Шедевром раннего творчества Ван Гога была большая картина «Едоки картофеля» (1885), задуманная как апофеоз людей труда. Ван Гог много писал об этом и, действительно, создал полотно эпического размаха, в котором простая жанровая сцена крестьянского ужина преображена в некое священнодействие, в торжественный ритуал отдыха после целодневного тяжкого труда. Некрасивые лица, натруженные руки, глухой темный колорит создают впечатление сурового величия. Вся сцена решена как бы в басовом регистре: сумрачный, глубокий, словно тяжелый на ощупь цвет звучит, как гудение органа.
В 1886 году Ван Гог, после безнадежных попыток как-то пробиться на родине, едет в Париж, чтобы жить рядом с младшим братом Тео, беззаветно верящим в талант Винсента и в течение всей жизни оказывающим ему материальную поддержку.
Ван Гог с головой погружается в художественную среду Парижа. Он знакомится с импрессионистами, с их живописными достижениями и секретами техники, начинает работать в цвете, добиваясь его открытого интенсивного звучания, изучает японские гравюры, но при всем этом его не покидает мысль о служении, о социальной значимости искусства, о необходимости разорвать заколдованный круг «чистой живописи» и отдать свое искусство людям. Выход из тупика отверженности и обособленности Ван Гог видел в создании братства художников, в котором все отношения строятся на принципе глубокой духовной связи. С мечтами об организации такой колонии единомышленников Ван Гог в 1880 году уезжает на юг Франции, в Арль.
В Арле окончательно сложилась концепция живописи Ван Гога. Здесь созданы его основные произведения («Ночное кафе», «Красные виноградники», серия «Подсолнечников», «Спальня Ван Гога», знаменитые портреты почтальона Рулена и его жены). В Арле Ван Гог нашел свой метод — эмоциональный, экспрессивный, очеловечивающий природу и открывающий в людях неведомые им самим духовные глубины. В картинах арльского периода соединяются безудержное упоение красочным богатством мира и высокий трагический накал. В эти произведения вложен такой огромный заряд духовной энергии, что кажется, будто все существо художника перелилось в них без остатка.
Мысль о создании колонии художников осуществилась как кратковременный визит в Арль Гогена. Ван Гог ждал его с нетерпением: снял и постарался обставить дом, написал для его украшения ' 15 картин (в том числе такие шедевры, как «Подсолнечники»), делая по пяти полотен в неделю. В них воплощены мощная материально осязаемая энергия, лихорадочная радость ожидания.
Однако для Гогена поездка в Арль была не более как средством временно разрешить свои денежные затруднения. Энтузиазм Ван Гога казался ему смешной экзальтацией, и попытка объединения двух столь противоположных натур не могла не кончиться катастрофой. Ровно через месяц после приезда Гогена в Арль разразилась дикая ссора, в результате которой Ван Гог в приступе безумия покалечил себя, отрезав бритвой мочку уха. Это было первое предвестие начинающейся душевной болезни, вызванной крайним переутомлением Ван Гога.
Поначалу художник отнесся к этому спокойно. «Автопортрет с трубкой», при всем его драматизме и ощутимом чувстве боли,— все же образ человека, принявшего свою трагическую судьбу со стоическим мужеством. Болезнь не лишила Ван Гога ни способности творчества, ни остроты и ясности ума. Зато она лишила его мало-мальски сносных условий существования. Против него поднялось «лучшее общество» Арля и потребовало убрать из города «опасного сумасшедшего».
В этой ситуации убежище для душевнобольных показалось Ван Гогу местом, где он обретет покой и возможность спокойно работать.
Весной 1889 он добровольно удаляется в убежище, находившееся в Сен-Реми.
В картинах, сделанных в Сен-Реми, Ван Гог возвращается к идейной живописи своего голландского периода, но уже на основе полного овладения цветом, его выразительными и символическими возможностями. Так, «Прогулка заключенных» снова вводит нас в круг тем, связанных с болезненно-острым ощущением социальной несправедливости. Копируя гравюру Доре, Ван Гог полностью изменил звучание оригинала, создав на основе посредственного образца один из главных своих шедевров.
По прошествии года пребывание в Сен-Реми начало тяготить Ван Гога. В мае 1890 года он покидает городок и поселяется в Овере по соседству с доктором Гоше, другом многих художников. Овер, излюбленное место импрессионистов, понравился Ван Гогу — его картины становятся более спокойными, эпичными, более сдержанными по цвету. Их внутренний драматизм выражается скорее в фактуре, в линиях, а не в пылающем цвете. Но обретенное спокойствие было кратковременным. Ван Гог с новой силой ощутил свою неприкаянность, свой душевный надлом. Он выстрелил себе в сердце и через два дня скончался. Его последние слова были: «Как я хочу домой!»
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1978 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.