Искусство Антона Рафаэля Менгса и его положение в художественном мире были целиком порождены веком Просвещения. Упование на просвещение, крайний эстетический и мыслительный рационализм создали духовную среду необычайной концентрации, где априорная отстраненная идея заранее диктовала вкусы и пристрастия и творцам искусства и воспринимающей публике.
Появление этого художника было знаменательным и потому, что оно пришлось на период значительного изменения в истории не только искусства, но и всей европейской культуры. На смену одному большому стилю искусства и мышления приходил другой, барокко окончательно уступало место второй волне классицизма. Творчество Рафаэля Менгса оказалось провозвестником этой новой эпохи в искусстве.
Менгс родился в Аусбиге, близ Дрездена, в семье придворного живописца курфюрста и с самого своего рождения был предназначен родителями исключительно для искусства. Они дали ему двойное имя в честь двух самых почитаемых ими художников — Корреджо и Рафаэля (впоследствии ставших кумирами и самого Менгса). Юноша получает очень серьезное художественное образование и в совершенстве овладевает всей ремесленной стороной искусства живописи, что создает прочную основу для его последующей деятельности.
Впервые его узнала широкая публика как выдающегося портретиста. Затем в Дрездене состоялась встреча и знакомство Менгса с Винкельманом. С тех пор их имена упоминаются всегда вместе.
Творчество Менгса и осталось в традиционной истории искусства как иллюстрация теории Винкельмана — идейного основателя классицизма в европейском искусстве XVIII века, родоначальника эстетики, основывающейся на теории искусств, которая, в свою очередь, являлась обобщением истории античного искусства. В 1751 году Менгс едет в Рим. В 1757 году он сыграет здесь главную роль в осуществлении окончательного поворота к классицизму. Собственно, Менгс и приносит классицизм в искусство Италии.
Большое значение здесь, видимо, имело своеобразие «немецкого духа», выраженного в его искусстве и так совпавшего с новой культурной системой. Речь идет об отвлеченных идеальных построениях и одновременно филистерстве (впоследствии приведшем в общественной жизни к жесткому и ограниченному диктаторскому режиму прусской монархии). И в то же время новые этика и эстетика, заключавшие в себе два понятия: индивид и общество, достаточно четко определившиеся и обособленные, составили основу культуры классицизма XVIII века.
Выполненная Менгсом в 1761 году фреска «Парнас» (фрагмент) на вилле Альбани в Риме является наиболее классическим произведением. Здесь он следует основным принципам винкельмановской художественной эстетики, по которой «благородная простота» и «спокойное величие» есть непременное условие всякого великого искусства. Здесь чувствуются отзвуки той борьбы, которую вел Винкельман против эстетики барокко и рококо. Что же касается художественной формы, то, следуя завету Винкельмана. Менгс подражает античному искусству, он проводит скульптурный принцип построения пластической формы: ограничение ее четким контуром, барельефность и т. д.
В 60-е годы Менгс становится очень знаменит. В 1761 —1775 годах он работает в Испании при дворе Карла III, где выполняет росписи королевского дворца в Мадриде (фрески и плафоны на античные темы), портреты членов королевской семьи, картины на библейские темы. И хотя основным его стилем остается по-прежнему классицизм, все же можно почувствовать ряд принципиальных особенностей, нарушающих «чистоту стиля» и идущих от личности самого Менгса.
Так, например, в портретах Карла III, Марии Луизы Пармской классическая основа выражена с наибольшей последовательностью: четкая ограниченность и выделенность пластического объема, статичность замкнутого композиционного построения, внутренняя твердость и спокойствие. И наряду со всем этим появляется такая черта, как выявление выразительной характерности модели, выражение ее индивидуальной психологии.
После смерти Винкельмана все эти собственно менгсовские черты в его искусстве усиливаются, и со все большей активностью проявляются в его творчестве черты барокко и рококо, возможно, изначально более естественно присущие самому Менгсу. (Недаром и выявляются они сильнее тогда, когда ослабевает внешнее воздействие направляющей идеи.)
В произведениях Менгса появляется больше мягкости, манерной грации. Краски становятся более блеклыми, тона приглушенными. Появляется живописная (а не скульптурная) лепка объемов, глубинные прорывы в пространственных построениях. Несколько особняком в творчестве Менгса стоят его автопортреты. Их отличает более свободная и легкая (более личностная) манера выполнения.
Так, в его «Автопортрете в красном плаще» чувствуется внутренняя, почти смятенная напряженность: резкие тени (что-то вроде отсветов), широкий беспокойный мазок. И вообще на всем внутреннем строе художественного образа лежит печать некоторой лихорадочности и отрешенности, неопределенности и как бы незавершенности образа. Во всем этом можно усмотреть уже явственные черты предромантизма. Таким образом, творчество Менгса оказывается далеко не однозначным. В нем отразились все веяния его эпохи: уходящих барокко и рококо, актуально современного академического классицизма и будущие предромантические мотивы.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1978 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.