Франсуа Жирардон родился в Труа, в семье литейщика. Ремеслу скульптора он обучался у местного резчика по дереву. В 1647 году королевский канцлер и меценат Сегьер, уроженец Труа, предпринял перестройку своего родового замка и обратил внимание на участвовавшего в его оформлении молодого скульптора. С этого времени началась блестящая карьера Жирардона. В 1648 году он получает от Сегьера стипендию для поездки в Италию и уезжает в Рим, где изучает античную скульптуру и знакомится с творчеством Пуссена и Бернини. После возвращения из Италии скульптор выполнил ряд работ в Труа, а в 1651 году переселился в Париж, где в это время шло усиленное строительство новых и перестройка старых дворцов.
В столице Жирардон быстро приобрел расположение первого министра короля Кольбера и его первого живописца Лебрена, сблизился с архитектором Ж. А. Мансаром и своим соотечественником, придворным художником П. Миньяром. В 1656 году скульптор принят в члены Королевской Академии изящных искусств, в 1659 — он уже ее профессор, а впоследствии ректор и канцлер. Причины такого быстрого возвышения лежали, естественно, не только в благоприятном стечении обстоятельств, но и в самих особенностях дарования Жирардона, его продуктивности, способности к сотрудничеству с архитекторами, в характерной для его творческой манеры элегантности и сочетании элементов барокко с классицизмом, отвечавшем требованиям «большого стиля», пропагандируемого первым живописцем короля Ш. Лебреном. В 50-е и 60-е годы Жирардон — активный участник почти всех художественных начинаний того времени: он создает декоративную скульптуру для дворца Воле-Виконт, Лувра, Тюильри, Фонтенбло и парижского Отель-де-Виля, однако наиболее значительные творческие достижения скульптора были связаны с его работой в Версале.
Создание Версаля явилось, безусловно, самым выдающимся событием художественной жизни Франции 2-й половины XVII столетия. Предназначенный для прославления «короля-солнца» версальский ансамбль — творение архитекторов Лево и Мансара, садового мастера Ленотра, живописца и организатора всех декоративных работ Лебрена, а также целого ряда скульпторов и мастеров прикладного искусства — превратился в уникальный памятник эпохи, воплощающий масштабность и синтетичность ее художественного мышления. В грандиозной композиции боскетов, водоемов и газонов, которую представлял собой версальский парк, огромную роль играла скульптура. Декоративные вазы и барельефы, статуи и скульптурные группы размещались на террасах, партерах и вдоль уходящих в бесконечность аллей, прятались в гротах, вырастали из спокойной глади бассейнов или купались в струях фонтанов. В их создании принимали участие все крупные французские скульпторы того времени, но наибольший вклад в пластическое оформление Версаля, наряду с А. Куазевок-сом, внес Жирардон.
Уже в 1667 году, в самом начале строительных работ в Версале, Жирардон получил от Кольбера заказ на скульптурную группу «Купание Аполлона». Она предназначалась для одного из гротов версальского парка. Скульптор проявил незаурядное композиционное мастерство в размещении семи фигур и создал живописную и изящную группу, однако образное решение «Аполлона» не выходило в целом за пределы академического стиля. Прямой противоположностью этому произведению является рельеф «Купающиеся нимфы», лучшая работа из всего творческого наследия Жирардона. Этот шестиметровый рельеф для украшения бассейна представляет собой композицию, изображающую резвящихся нимф, окруженных струями воды, травами и цветами. Здесь нет ничего от холодного и рассудочного академизма.
Скульптор сумел подняться до подлинной поэзии; его произведения отличают чувственная полнота и жизненность образов, богатство ритмов, красота линий и пластичность лепки и эмоциональная окраска, созвучная всему образному строю версальского парка. Не удивительно, что на рубеже XIX и XX веков эта работа Жирардона вдохновляла Ренуара и Майоля Присущее скульптору мастерство рельефа проявилось и в двух его великолепных вазах для Версаля с изображением триумфов Галатеи и Амфитриты, также проникнутым поэтическим ощущением водной стихии. Среди крупных версальских работ Жирардона — декоративная скульптура для бассейна «Сатурн»; очаровательные группы крылатых младенцев, лежащих посреди бассейна на круглых постаментах, напоминающих листья кувшинок, и фонтан «Пирамида». Тритоны, львиные лапы, дельфины и крабы поддерживают три его чаши, увенчанные вазой и окаймленные гирляндами из раковин и цветов. От барокко здесь — богатство природных мотивов и форм, сочность лепки, от классицизма — чувство меры и строгая симметрия.
К числу наиболее известных произведений Жирардона принадлежит скульптурная группа «Похищение Прозерпины», расположенная в версальском парке в центре круглой и изящной по пропорциям колоннады Мансара. Здесь нет неистового противоборства и страсти, присущих знаменитой работе Бернини. Порыв у Жирардона подчинен рассудку, богатство ракурсов и динамичность движения фигур Плутона, Прозерпины и Цереры сочетаются с гармоническим равновесием и чисто декоративной красотой композиции. Кроме работ в Версале (закончившихся в 1682 году), Жирардон выполнил еще ряд монументально-декоративных скульптур, надгробий (в том числе известное надгробие кардинала Ришелье в церкви Сорбонны) и портретных бюстов.
Однако самое значительное произведение скульптора в конце века — конная статуя Людовика XIV. У Жирардона король элегантен и при этом полон подлинного, хотя и холодноватого величия. В этом произведении ярко проявились архитектурность мышления скульптора XVII века, его умение находить нужные пропорции статуи и постамента и органично вписывать монумент в окружающее архитектурное пространство. Установленная в 1699 году на Вандомской площади в Париже, статуя Жирардона была разрушена во время французской революции как «памятник тирану», однако в течение XVII века она служила образцом при создании почти всех конных памятников европейских монархов.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1978 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.