Имя Павла Осиповича Ковалевского мало что может сказать современному зрителю. И тем не менее его творчество принадлежит к характерным явлениям в истории русского искусства второй половины XIX века. Начинавший в Академии по «живописи баталической», Ковалевский не ограничил себя рамками этого жанра. Примечательно, что его произведения анималистически-бытового характера сохранили свои эстетические достоинства до наших дней, тогда как батальные— устарели. Ковалевский больше всего любил сюжеты, связанные с изображением лошадей, которых он знал безупречно и изображал почти в каждой картине. Совершенство пропорций животного, богатство присущей ему естественной пластики вызывало у художника особое, задушевное отношение к тем бытовым жанровым картинам и зарисовкам, где ему доводилось изображать лошадей.
Наибольших творческих удач Ковалевский достигал в том случае, когда доверялся своей натренированной памяти и воображению, а не послушно следовал привычке натурной проработки всех элементов будущей картины. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить, например, его пенсионерский отчет — итальянское полотно «Раскопки в окрестностях Рима» (1876)—и небольшую, написанную почти шутя картину «Перед грозой на тройке» (1874). Первое создавалось в течение ряда лет на материале сотен рисунков и этюдов и, хотя и принесло ему звание академика и золотые медали международных выставок, осталось сочиненной программой, несмотря на очень тонко наблюденные подробности. А вторая картина, написанная в четыре дня, сохранила всю свежесть живого впечатления. (Она тоже была отмечена как лучшая на международной выставке в Вене.) Подобные вещи Ковалевский часто создавал, будучи за границей, «про себя». Однако в 1877 году, когда началась русско-турецкая война, художник должен был исполнить свой долг и посвятить себя батальной живописи. Но Ковалевский писал не жаркие боевые схватки или сцены победного триумфа, а воспроизводил обычно никем не замечаемую изнанку войны («Перевязочный пункт», «Привал пехотного полка», «Казаки убирают своих убитых»). Он прекрасно передал атмосферу военных будней, повседневную жизнь простого человека, для которого и война превратилась в своего рода работу. Ковалевский стремился быть как можно реалистичнее и убедительнее. «Хочется ближе подойти к правде и к тому, что чувствует сам человек»,— писал он. Художник стремился создать картину, сохраняющую силу и правдивость первого ощущения. Но к этой правде он идет через правду подробностей, могущих быть подмеченными только очевидцем. (Такова картина «Переход через Балканы», 1881.) На таких позициях он остается и при написании больших картин (уже после войны) для Военной галереи Зимнего дворца. Например, в «Сражении при р. Ломе 12 октября 1877 года» масштабность построения на фоне развернутого пейзажа соединяется с конкретной прорисовкой каждой фигуры или сцены.
Начиная с середины 80-х годов Ковалевский пишет много жанровых полотен. Не затрагивая в них актуальных проблем общественной жизни, которые питали творчество Репина или В. Маковского, он все же иногда приближается к социальной оценке явления. Так, еще в пору академического учения, художник пишет картину «Бечевая тяга на р. Ижоре» (1868), предвосхищая здесь знаменитых репинских «Бурлаков». В 1885 году появляется его картина «Объезд епархии». Посреди колосящегося ржаного поля на узкой проселочной дороге встретились запряженная цугом карета архиерея, помещичьи дрожки и крестьянские телеги. Молодые помещики спокойно дожидаются своей очереди проехать вперед, а крестьяне съехали прямо в рожь, смиренно сняв шапки. Художник тонко подмечает сонную одурь разомлевшего от жары владыки, лениво благословляющего встреченных. Типичная для русской жизни сцена показана в типичном для средней полосы России пейзаже, что сообщает всей картине особую достоверность. Характерный для живописи Ковалевского тусклый колорит хорошо передает знойное марево серого летнего дня.
Ковалевский написал много картин, в которых отразились впечатления от поездок по дорогам России («Опрокинулись», «Спуск к перевозу», «Купанье в деревне»),— немудреные сценки, мелочи обыденной дорожной жизни и на первом плане — его любимые лошади, в изображении которых он был безусловным авторитетом.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1978 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.