Будущий художник рос в семье небогатого тихвинского мещанина, где не очень благожелательно смотрели на его занятия рисованием. Мечтать же об Академии художеств почти не приходилось ввиду стесненных материальных обстоятельств. Выручил случай: в Тихвине проездом оказался высокообразованный военный инженер А. Р. Томилов. Любитель и знаток искусств, коллекционер живописи, он был дружен со многими выдающимися художниками своего времени — Кипренским, Орловским, Венециановым, Егоровым — и часто помогал молодым. Так он, увидев работы Заболотского, посодействовал и ему. В 1825 году Заболотский приезжает в Петербург и на положении «постороннего ученика» берет уроки у профессоров Академии А. Варнека и А. Егорова. Специализируется он на портретной живописи, изучает старых мастеров (копирует Рембрандта), проявляя упорное стремление достичь профессионального мастерства. Несмотря на пришедший, успех (Большая серебряная медаль за портреты на академической выставке), Заболотского обуревает тревога за свою судьбу. Принадлежность начинающего художника к мещанскому сословию налагает на него правовые ограничения: он не может стать свободным художником, и над ним висит постоянная опасность быть затребованным своим отцом обратно в Тихвин. К этому добавляются и материальные трудности, возникшие с рождением сына: исполнением случайных заказных портретов он не может обеспечить семью. Заболотским овладевает отчаяние, но и здесь его выручает Томилов, который предоставляет ему возможность жить в своем имении «Успенское», а в 1831 году Совет Академии утверждает Заболотского в звании художника. Диапазон живописца со временем расширяется. Он пишет жанровые сцены в духе венециановцев — «Гадание на картах», «Девушка, уснувшая при свече», «Мальчик с балалайкой». Непритязательные эпизоды крестьянской жизни показаны Заболотским без претенциозного эффекта или идеализации, со всей их внутренней естественностью. Работает он и над изображением интерьеров. Таковы картины «Внутренность домашней своей кухни», «Комнаты Томилова». Последняя вещь была сочувственно отмечена критикой за удачную композиционную и светоцветовую организованность. Манеру Заболотского отличают внимательная точность в деталях, общая слаженность построения и скромная, но тонкая цветовая разработка. Не принадлежа формально к художникам школы Венецианова, он почти целиком вписывается в их творческую орбиту, при этом своеобразно поэтически истолковывая их художественные приемы.
В 1835 году появляется наиболее, пожалуй, значительное произведение в ряду портретных работ Петра Ефимовича Заболотского— «Унтер-офицер лейб-гвардии Московского полка». Запечатлев конкретного человека, Заболотский сумел создать портрет-тип, недаром его второе название — «Ветеран 1812 года». Здесь представлен истинный герой Отечественной войны из породы тех «богатырей», что спасли Родину от полчищ завоевателей, получив за свой героизм разве что одну-две медали. Но ничего героического и парадного Заболотский и не пытается передать, старый солдат сидит в непринужденной позе, опершись на ружье, быть, может, вспоминая о былых сражениях. Эта свободная простота, полная благородства и достоинства, придает портрету весомость тематической картины. Не случайно приходит на память персонаж лермонтовского «Бородино», где с той же величественной простотой поднимается тема героизма русского народа. К слову сказать, совпадение это не лишено и реальных оснований. Через семью Философовых, родственников Томилова, Заболотский познакомился с Лермонтовым, который часто бывал у Философовых (в дом которых был вхож и позировавший Заболотскому унтер-офицер Андреев). Лермонтов берет уроки рисования и живописи у художника, а тот, в свою очередь, пишет его портреты. Так появляются два изображения поэта: в военном мундире (1837) и миниатюрный (несколько более поздний) — в штатском. Первый своей определенностью и серьезностью характеристики более интересен, хотя и здесь художник не выходит за пределы своего скромного дарования. Зато в его работах не было фальши и условностей. Художник несколько, может быть, смиренно доверял натуре.
Дальнейшая его эволюция без резких спадов и подъемов свидетельствует о постепенном затухании творческой продуктивности. Заболотский занимается преимущественно преподаванием, причем в самых разных учреждениях: в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, в Духовной семинарии, Технологическом институте и т. д. Недолгий период творческой активности Заболотского вобрал в себя характерные и лучшие приметы современного ему периода истории русской живописи: преобладание реалистического портрета и бытового жанра, и в этой «приписанности» ко времени — ценность наследия художника.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1978 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.