Когда Иван Семенович Ефимов поступил в начале 1900-х годов в московскую студию Е. Н. Званцевой и стал заниматься под руководством Валентина Александровича Серова, можно было предположить, что его путь в живописи пойдет по серовской колее. Нещедрый на похвалы учитель сказал ему однажды: «Так писать можно»,— и ученик был счастлив. В другой раз Ефимов услышал от Серова: «Вы понимаете природу, как я». Сближала их и любовь к животным, которая нашла свое выражение в искусстве того и другого. Однако неожиданно для всех Ефимов оставил живопись. Он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение.
Молодой художник нашел для себя такую область скульптуры, в которой его пластические и живописные искания могли быть реализованы одновременно: он стал заниматься майоликой. В керамической мастерской на Бутырках Ефимов исполнил ряд произведений. Первой скульптурой Ефимова, принятой на выставку Московского товарищества художников в 1906 году, была майоликовая «Черная пантера».
Специфика скульптуры Ефимова определилась уже на раннем этапе творчества. Став анималистом, скульптор не задавался целью создать «портрет» животного. Отбрасывая индивидуальные черты своей конкретной модели, он стремился выразить обобщенный образ, искал характер-тип. Ефимовский «Бизон» выражает собой угрюмую, тупую силу, идущую напролом, а фаянсовая «Ласка» — воплощение молниеносного гибкого движения, которое составляет суть природы этого маленького хищника.
В анималистических произведениях Ефимова жизненность — плод длительных наблюдений натуры, а обобщенность—плод размышлений над сутью формы, вобравшей в себя присущие животному видовые черты. И если в скульптурах его нет ни буквального следования натуре, ни научного интереса к ней, то это ничуть не мешает убедительности образа. Мастер прибегал к приемам искусства, допускающим всевозможные условности: условность раскраски, деформацию — ради повышения выразительности. В этом, в частности, произведения Ефимова близки народному искусству. В некоторых случаях скульптор вводил в композицию анималистических изображений еще и природный мотив, дающий представление о среде обитания животного. Представление это возникает у зрителей благодаря рождающимся при созерцании скульптуры ассоциациям. Такова, например, «Рыба» из кованой меди, поддерживаемая проволокой, прикрепленной к медному листу, который по форме близок листу кувшинки. На нем — объемный сколок стекла, своей прозрачностью напоминающий о водной стихии. Эти детали изображения делают полнее, шире найденный художественный образ.
Ефимова привлекала в анималистической скульптуре возможность поведать о радости бытия, о естественной красоте форм, порожденных природой и выявленных художником. При этом он был особенно чуток к выразительным возможностям самого скульптурного материала. «Я всегда исхожу из интересов материала, и чуть ли не всегда материал мне рождает вещь»,— вот подлинные слова Ефимова, которые определяют его творческое кредо.
Ефимов очень любил дерево и, вырубая в нем скульптуру, умел преображать качества материала в черты образной характеристики. Но вообще Ефимов не был приверженцем исконных, «классических» скульптурных материалов, таких, как мрамор; его произведения выполнены из фарфора, терракоты, майолики и фаянса, из стекла и цемента, кованой меди и проволоки. И это не только станковые произведения, но и монументально-декоративные, связанные с архитектурой,— фонтаны, барельефы, сквозные рельефы, им изобретенные («скульптурная графика», как он их называл).
Народный художник РСФСР Ефимов был плотью от плоти русской культуры. Сделавшись скульптором, он подружился с A. С. Голубкиной, которая была для него огромным нравственным авторитетом; с В. А. Фаворским Ефимова связывали десятилетия жизни бок о бок, человеческие и художественные контакты, взаимное глубокое уважение; вместе с B. В. Маяковским он участвовал в выпуске «Окон РОСТА». Рельефы Ефимова навечно вделаны в стены московских зданий. Первый профессиональный театр кукол был создан в России Ефимовым и его женой Н. Я. Симонович-Ефимовой. Они были изобретателями кукол на тростях и кукловодами, создателями силуэтных изображений для теневого театра и драматургами. Ефимов работал над монументально-декоративной и садово-парковой скульптурой, его произведения украшают Химкинский речной вокзал и санатории в Морозовке под Москвой, Цхалтубо, в Сочи. Его скульптуры из фаянса, дерева, кованой меди хранятся в крупнейших сокровищницах национального искусства России.
Смелость дерзаний Ефимова, живой дух развивающегося искусства, присущий его работам, так же как и его педагогический талант, послужили на пользу отечественному искусству: им были воспитаны скульпторы, подхватившие и развившие его новые идеи в решении пластических объемов, в отношении к пространству, в интересе к работе в материале, в умении извлечь разнообразную выразительность из свойств и характера самого скульптурного материала. Общение с Ефимовым раскрепощало воображение, придавало смелости в работе.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1978 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.