Искусство Бельгии XX века можно назвать интересным и своеобразным явлением как в истории развития национальной художественной культуры, так и на фоне мирового искусства современности в целом. Будучи тесно связано общностью идей с мировой художественной проблематикой, современное бельгийское искусство выделяется тем не менее упорной тенденцией к сохранению национальной самобытности. В творчестве талантливых бельгийских мастеров обнаруживается не только глубокая привязанность к родной стране, но и желание выразить общие закономерности духовного бытия нации. К именам художников с яркой характерной индивидуальностью, получивших мировую известность, таких, как Джеймс Энсор, Рик Ваутерс, Франс Мазерель, Констан Пермеке, следует присоединить и имя Исидора Опсомера.
Опсомер принадлежал к особому типу художника. По натуре спокойный, даже несколько флегматичный, благожелательный и жизнелюбивый, он не знал мучительных колебаний в выборе своего пути и неустанно работал, постоянно совершенствуя свое мастерство. Он не был бунтарем, дерзким ниспровергателем старого, он не сотрясал основ и не эпатировал публику экстравагантностью приемов. Опсомер был художником-реалистом, для которого видимый мир таил в себе огромную художественно-познавательную ценность. Медленно и основательно отбирая впечатления, Опсомер стремился к точности, обобщению, к емкости художественного образа.
Опсомер родился и вырос в маленьком провинциальном городке Льере. Он учился в Академии художеств родного города, а затем стал ездить в Академию Антверпена. Его учителями были Альбер и Жюльен де Вриндт. Однако они не оказали на него значительного влияния, хотя начинающий художник готов был внимательно следовать указаниям, разумеется, если находил их основательными и приемлемыми. Пожалуй, следует отметить лишь воздействие на него его друга художника Бартсуна, подавшего ему пример выявления эмоциональной выразительности колорита, и Франса Хенса, посоветовавшего ему писать в единой тональной гамме.
До 1914 года Опсомер оставался в Льере, мечтая о создании большой картины. За триптих «И вы страдали в детстве» он получил премию Годешарля. Как и многих бельгийских живописцев, Опсомера в те годы увлекала сюжетность. Впоследствии он откажется от нее, все также оставаясь на реалистических позициях.
В августе 1914 года в связи с начавшейся первой мировой войной художник уезжает в Лондон, где проводит бесплодные восемь месяцев, не в силах работать. Лишь переехав в 1915 году в Голландию, он обрел вновь способность творить. Голландский период, длившийся до 1918 года, оказался для него чрезвычайно плодотворным. Особенно полезным было для Опсомера знакомство с творчеством Брейтнера, замечательного голландского живописца. Проблема изменения цвета под воздействием влажной атмосферы, занимавшая Брейтнера, оказалась близка Опсомеру в его колористических поисках. Среди произведений этого периода следует выделить «Уголок Делфта под снегом» и «Мост в Амстердаме». После возвращения на родину в 1918 году художник поселяется в Антверпене, найдя в Льере свою мастерскую полностью разрушенной, и через год становится профессором Антверпенского института изящных искусств. В 1926 году он — уже его директор, а в 1935 году Опсомер — директор Академии художеств Бельгии. Живя в суетном Антверпене, Опсомер постоянно работал в тихом Льере. Родной город, по существу, является главной темой почти всех его пейзажных работ на протяжении трех десятилетий. Несколько сумрачным лирическим настроением окрашен его «Льер» 1920 года. Опсомера привлекают безлюдье и покой маленьких улиц, отрешенности старых строений. Художник много путешествовал, бывал в Париже, Испании, Италии. Свои впечатления он реализовал в пейзажных этюдах и картинах, созданных в строгой, скупой, даже несколько суровой манере. Но неизменно Опсомер возвращался в Льер.
Художник успешно работал и в области натюрморта. Здесь к числу его лучших работ относится «Натюрморт с яйцами» (1927). Композиции полотна свойственны почти классическая ясность и точная выверенность пространственных отношений, формы предметов обладают четким объемом. В этом натюрморте находит выражение стремление Опсомера к синтезу художественных средств, к предельному лаконизму формы. Наиболее полно талант Опсомера раскрылся в работе над портретом. В XX столетии Бельгия не знает лучшего портретиста, чем этот вдумчивый, все подмечающий художник с зорким глазом и редким даром такта и отбора. Начав работать в этом жанре в 1925 году, он уже в 1927-м создал свой шедевр — «Портрет Камиля Хойсманса». Известнейшими произведениями Опсомера являются также портреты Ж. Дестрье (1935), профессора О. Вермейлена (1943), П. Стройе (1945) и, наконец, прелестный женский портрет «Красная шляпка» (1942). Портретным образам Опсомера присущи интеллектуальность, благородство, душевная активность. Подобно Мазерелю, художник сохранил до конца дней высокую гуманность своего искусства.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1978 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.