Писсарро — скромный и великий, как его называли,— по праву считается патриархом импрессионизма. Бессменный участник всех восьми выставок импрессионистов, он стоял у истоков движения и сохранил ему верность на протяжении всей своей жизни. Он отдавался живописи с таким юношеским энтузиазмом и с такой серьезностью, что внушал бесконечное уважение всем, кто встречался с ним.
Камиль Писсарро родился на острове Сен-Тома — маленьком острове близ Пуэрто-Рико — в семье коммерсанта. Несколько школьных лет он провел в Париже, где начал учиться живописи. Однако, по требованию отца, ему пришлось вернуться и заняться торговым делом. Он стал конторщиком в отцовской лавке, но все свободное время посвящал искусству. Даже отправляясь в порт наблюдать за разгрузкой товаров, он брал с собой альбом и делал многочисленные зарисовки. Доведенный до отчаяния невозможностью отдаться любимому делу, он в 1852 году тайно бежал из дома и вместе со своим другом, художником Мельби пытался обосноваться в Каракасе. В результате побега ему удалось сломить сопротивление родителей: отец его смирился и разрешил сыну уехать в Париж и работать там, в мастерской какого-нибудь признанного живописца.
Писсарро прибыл в Париж в дни Всемирной выставки 1855 года. Ему повезло: он сразу мог познакомиться со всей панорамой современного искусства, с произведениями лучших художников 28-ми стран, и главное,— с «Павильоном реализма», где Курбе выставил 50 своих работ, отвергнутых жюри. Однако молодому Писсарро оказался близким по духу не мощный реализм Курбе, а тонкое поэтичное искусство Коро, которого он и выбрал себе в учителя. Это требовало известной смелости, так как Коро тогда отнюдь не был признанным художником. Чтобы пройти академическую выучку, Писсарро стал посещать академию Сюиса — рисовальные классы, открытые бывшим натурщиком. Обучение там сводилось просто к рисованию с модели. У Сюиса Писсарро познакомился с Клодом Моне, Сезанном и Гийоменом.
В первых работах Писсарро чувствуется сильное влияние Коро — он мог бы стать хорошим эпигоном барбизонцев. Но уже в 1866 году художник выставляется в «Салоне отверженных» с Мане и его друзьями и начинает с присущей ему серьезностью и добросовестностью поиски новой живописи, новой выразительной манеры.
Борьбу за новое искусство он связывал с общим положением художника в обществе. Страстно интересующийся политикой, социалист по убеждениям, Писсарро был поборником идей равенства, справедливости, уничтожения социальных иерархий. Искусству в этой системе взглядов отводилась роль важного духовного фактора, восстанавливающего утраченные в буржуазном обществе связи между людьми и между человеком и природой. То благоговение перед природой, которое часто отмечают в творчестве Писсарро, было следствием не только его личного темперамента, но и мировоззрения.
В 1867 году Писсарро поселился в Понтуазе, а затем переехал в Лувесьенн. Эти маленькие городки по течению Уазы — Понтуаз, Лувесьенн, Аржантей, Овер — стали для импрессионистов тем же, чем был лес Фонтенбло для барбизонцев .
Франко-прусская война прервала мирное течение жизни Писсарро, заполненное творчеством и дружескими общениями. Художник вынужден бежать в Лондон: Лувесьенн был оккупирован прусскими войсками, в доме Писсарро была устроена мясная лавка, и почти все его картины погибли. Однако художник не потерял присутствия духа. В Англии он продолжал работать, а сразу по возвращении во Францию создал ряд пейзажей, проникнутых бодрым, жизнерадостным настроением.
В 1874 году Писсарро, уже зрелый мастер, полностью владеющий техникой импрессионизма, принял участие в знаменитой первой выставке импрессионистов в фотоателье Надара. Вместе с другими ее участниками он подвергся жестоким насмешкам критики и публики. «Это поскребки с палитры, брошенные на грязный холст, тут ничего не разберешь»,— так написал один из критиков о «Вспаханном поле» — тонком и обаятельном пейзаже, который сейчас хранится в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Однако грубые нападки не обескуражили художника. Он продолжает работать, уверенный в правильности избранного им пути. Кризис импрессионизма, наступивший в 80-х годах, отразился и на Писсарро. Знакомство с Сера и Синьяком произвело переворот в его творчестве. Он увлекся научным обоснованием живописи, теорией оптического смешения цветов и отказался от своей прежней манеры. Впрочем, холодная рассудочность этих теорий скоро его разочаровала. Произведений периода дивизионизма не сохранилось, так как художник сам уничтожил свои картины, сделанные в этой манере.
90-е годы — лучший период в творчестве Писсарро. Он возвратился к своей прежней манере. Пейзажи его обрели былую свежесть, но к ней прибавились легкость и чистота цвета — результат экспериментов 80-х годов.
Отныне излюбленными мотивами его картин становятся городские пейзажи. Из-за болезни глаз Писсарро не мог работать на открытом воздухе и писал через закрытые окна, сквозь стекло. Он предпринимает поездки в Руан и Париж и пишет из номеров отелей. Этим объясняется - необычная точка зрения на натуру, общая для его городских пейзажей.
15 полотен с видами бульвара Монмартр, шесть видов Оперного проезда из окна «Луврского отеля» принадлежат к шедеврам Писсарро. В них художник передает мгновенные состояния природы, смену освещения, движение экипажей и уличной толпы. Серебристая дымка дождя, отблески солнца на крышах домов, легкий сиреневый сумрак — вся неповторимая атмосфера Парижа оживает в этих полотнах, представляющих собой великолепное завершение прекрасного творческого пути художника.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1978 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.