Творческая деятельность итальянского живописца Орацио Джентилески тесно примыкает к особой области искусства, характеризующейся высокой плодотворностью и обилием противоборствующих художественных течений. Здесь выдающиеся результаты часто достигались не в русле однородных направлений, а на их пересечении, и определялись синтезом многих противоположностей. Джентилески был одним из крупных мастеров, способных, не теряя своей индивидуальности, но, наоборот, развивая ее, ассимилировать самые крайние искания. Художник родился в Пизе, городе Тосканы, где пышнее всего процветало маньеристическое искусство, господствовавшее во второй и третьей четвертях XVI века почти по всей Италии. Маньеризм в живописи отличали виртуозность рисунка, жертвующего естественным ради орнаментального ритма, элегантность колорита, построенного на рафинированных цветовых оттенках: розовом, голубом, серебристо-зеленом; интеллектуальность сложных композиций, отвлеченных от природной реальности и подчиненных абстрактным категориям. Этот стиль в 1520-е— 1530-е, отчасти еще и в 1540-е годы создавал почти посредневековому величественные и проникновенные образы, но к середине столетия, полонив страну, в основном утратил свою художественную силу и глубину.
Воспитанный во время преобладания пустоватой, ремесленнически холодной живописи. Джентилески сумел вернуть стилю жизнь и в 1610-х годах создал в чистых традициях раннего маньеризма такие чудесные по своей красоте и благородству вещи, как фрески церкви Сан Венанцо в Фабриано и «Мадонна со спящим младенцем Христом», выполненная для герцога Мантуи.
Оппозиция измельчавшему маньеристическому стилю повсеместно нарастает в последнюю четверть XVI века и, достигая кульминации в творчестве Караваджо (1573— 1610), одерживает победу. Новое направление было реалистическим по своим устремлениям и опиралось на наследие Высокого Ренессанса, от которого некогда отказались первые маньеристы. Естественность вновь стала непременным условием художественного произведения, в картинах появились пространство, пейзаж, объемные пропорциональные формы, насыщенные материальные цвета; композиции упростились, лиризм и человечность вошли в искусство.
Джентилески не остался в стороне от этого центрального для своей эпохи художественного процесса. В Риме, куда он переехал из Тосканы еще в юности, ему довелось работать бок о бок с Караваджо. Джентилески пленился искусством великого мастера и, в конце концов, стал его ближайшим последователем. Причем это не, только не умалило индивидуальности Джентилески, но позволило ей еще более развернуться. Присущие его маньеристическому стилю неземная чистота выражения, мощь обобщения многократно усилились, облекшись в плоть реальности. И если картины Караваджо сразу поражают и властно захватывают зрителя своей дионисийской сущностью, то созданные под его влиянием образы Джентилески на редкость целомудренны, раскрываются постепенно и незаметно в духовном действии, доведенном до эпической широты.
Лучшие караваджистские работы написаны Джентилески в 1620-е годы. Среди них есть шедевры общеевропейского значения, такие как «Благовещение», сказочно красивое, привлекающее своей чистотой и радостью, и «Лот с дочерьми» — величественное озарение, обнажающее преступление и взвешивающее меру неотвратимого наказания. К этому же периоду относится прекрасная картина Государственного Эрмитажа в Ленинграде «Амур и Психея» на тему легенды, рассказанной в «Метаморфозах» Апулея.
Увлечение Караваджо определило собой главный, но не единственный поворот в творчестве Джентилески. Он путешествовал по Италии, работал для Марии Медичи в Париже, а с 1626 года навсегда поселился в Лондоне, где выполнял заказы королевской семьи и герцога Букингемского. Знакомство с искусством новых мест каждый раз значительно влияло на его стиль. Но заграничный период деятельности мастера пока слабо изучен.
Вскоре после смерти Джентилески был забыт. Значение этого крупного художника, оказавшего большое влияние на европейскую живопись, начинает проясняться только в наши дни.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1978 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.