Пармиджанино принадлежит к тому поколению итальянских художников, которое воспитывалось в культурной среде Высокого Возрождения. На глазах этого поколения еще работали великие мастера того времени: Леонардо, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан. И в первых произведениях подражавшей им молодежи человек представал прекраснейшим творением природы, занимающим в мире центральное место. Но вскоре, уже в 20-е годы XVI века, некоторые художники отходят от этого взгляда на мир. Они тяготеют к средневековой духовности искусства, что заставляет их нарушать художественные каноны Возрождения, основанные на объективном отражении реальности. Формальный язык их живописи становится все более субъективным: пространство изгоняется из картин, пропорции фигур нарушаются — и все это с целью достичь повышенной, сверхъестественной выразительности. На смену ренессансной реальности приходит мистическая экспрессивность. В творчестве этих мастеров родилось особое направление искусства XVI века, так называемый маньеризм, в скором времени возобладавшее над другими не только в Италии, но и в Европе.
Знаменательно, что один из родоначальников маньеризма, Франческо Маццола, прозванный Пармиджанино, родился в северо-итальянском городе Парме. Север страны более, чем другие ее края, был доступен веяниям особой, пропитанной готическим духом ренессансной культуры, развивавшейся по ту сторону Альп. Девятнадцати лет от роду Пармиджанино написал автопортрет, в котором с потрясающим иллюзионизмом передал свое искаженное отражение в выпуклом зеркале. Приближенная к зеркалу рука с кистью вышла огромной, с нечеловечески хрупкими и длинными пальцами. Она выглядит самостоятельным одухотворенным существом. Обрамляющая ее кружевная манжета также живет самостоятельной жизнью, напоминая гигантскую медузу. Приятные черты крошечного лица чисто округлились в зеркале, утратив психологическую конкретность, но взамен приобретя духовную проникновенность. Угол искривившегося и ушедшего под потолок окна и расплывающиеся по бокам очертания фигуры довершают разрушение реальных пространственных отношений, мешающих непосредственной передаче внутреннего содержания образа. Нет сомнения, что в этой работе Пармиджанино в полукурьезной форме начертал свою творческую программу: при сохранении иллюзии реальности — смелый уход от естественного ради выявления чисто художественных начал, скрытых в мире.
Существом этих таинственных художественных начал для Пармиджанино было антично-женственное изящество, и можно считать большой удачей для художника, что в юные годы ему довелось работать над росписью церкви Иоанна Евангелиста в Парме бок о бок с Корреджо, который, как никто другой, умел передать прелесть женственности. Контакт с этим крупнейшим мастером Высокого Возрождения помог Пармиджанино найти свой путь в искусстве. В дальнейшем огромный талант юноши созревал под непосредственным влиянием Рафаэля, с его свободой и классическим благородством рисунка, и Микеланджело, показавшего в своих работах, на что способно человеческое тело как выразитель душевных движений.
Творчески восприняв искусство этих великих мастеров, Пармиджанино научился передавать тончайшие оттенки глубинного человеческого бытия. Полную силу Пармиджанино-живописца отражают такие его произведения, как «Мадонна со святыми» (1529) и так называемая «Мадонна с длинной шеей» (1535). Последняя картина, оставшаяся незавершенной, наиболее прославленна. Она изображает богоматерь со спящим младенцем Христом и группой ангелов. Невероятная удлиненность фигуры Марии (сидящая, она намного выше пропорционально сложенного стоящего человека) воспринимается как ее внутренняя огромность. Иконная чистота прекрасных лиц взывает к зрителю с нечеловеческой силой. Волны драпировок окутывают фигуру мадонны и осеняют всю группу. Они служат подчеркнуто ирреальным, небесно-возвышенным аккомпанементом молчаливой беседе человеческих фигур. Сферическая округленность жестов и поворотов, почти ковровая распластанность на плоскости картины фигурки спящего младенца Христа, с одной рукой, свисающей, как у мертвого, а другой покоящейся на руке Марии, вызывает впечатление застывшей музыки. Отделенная колонной храма (оставшегося недописанным), узкая, полоса открытого пространства с крошечной фигуркой пророка, развернувшего свиток, настолько несоразмерна пространству, в котором изображены мадонна и ангелы, что не может восприниматься как его продолжение. Это как бы таинственное окно в другое время, когда было провозвещено о рождении Христа девой.
В целом картина демонстрирует развитый маньеристический стиль Пармиджанино: в передаче пространства, человеческих фигур и ряда деталей композиции художник настолько отступает от естественных закономерностей, что, несмотря на иллюзионистическую убедительность, изображение не воспринимается как явление природного мира. Пармиджанино пренебрег естественным, оборвал и сбросил его путы, чтобы высвободить благородное женственно-изящное начало.
Желая одним словом определить индивидуальность Пармиджанино, говорят: «грация» или «изящество». К этому надо добавить, что не к чувственной прелести стремился художник, а к передаче посредством изящества тончайших оттенков духовного мира. Это с особенной силой проявилось в его портретном и графическом творчестве, оказавшем большое и продолжительное влияние на искусство не только в Италии, но во всей Европе.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1978 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.