В сороковых годах прошлого века Александр Алексеевич Агин создал цикл рисунков к «Мертвым душам» Гоголя — новому сочинению великого писателя. Это был первый опыт иллюстрирования «Мертвых душ». И хотя с тех пор к бессмертным образам поэмы обращались многие мастера графики XIX и XX веков, художественные достоинства и историческое содержание рисунков гоголевского современника не утратили своего значения и поныне. Обличительный характер широкой картины русской жизни, созданной Гоголем в «Мертвых душах», взбудоражил не только ту часть общества, которая раздраженно узнала себя в персонажах поэмы, и критику, видевшую свое назначение в охране крепостнических устоев России. Появление «Мертвых душ» взволновало не менее горячо всю образованную часть русского общества.
Взявшись за иллюстрирование нового гоголевского сочинения в обстановке страстных споров о нем, Агин открыто заявил себя единомышленником великого писателя. Художнику хорошо были знакомы прототипы гоголевских персонажей, этакие провинциальные «антики», как называл их писатель Н. Лесков. Русская действительность поставляла их в изобилии. Но Агин как подлинный художник не ограничился простым «списыванием с натуры». Сатирическое обличение социальных пороков общества, которым проникнута гоголевская поэма, в рисунках Агина приобрело своеобразную наглядность. Иллюстратор не придает внешности героев черт карикатурной заостренности. Его портреты помещиков, которых объезжает Чичиков с целью покупки «мертвых душ» (как, например, портрет Ноздрева), остаются в рамках жизненного правдоподобия — в духе «натуральной школы». Для художника было очень важным выявить характер в чертах лица, жесте, деталях костюма. Социальность гоголевских оценок усилилась в конкретном изображении персонажей «Мертвых душ», хотя, конечно, по силе обобщения иллюстрации оказались слабее литературных образов, столь жизнен но «выписанных» Гоголем.
Для опубликования рисунков Агина в печати по условиям техники воспроизведения того времени требовалось перевести их в деревянную гравюру. Этим занялся известный гравер Е. Е. Бернардский. Он же взял на себя роль издателя. Иллюстрации впервые увидели свет не в книге (Гоголь отказался уступить художникам право второго издания «Мертвых душ»), а на отдельных листах, по четыре в каждом выпуске. Бернардский искусно награвировал их, но из-за нехватки средств сумел издать только восемнадцать выпусков. Позже иллюстрации Агина вышли в виде альбома «Сто четыре рисунка к поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» (1892), который неоднократно переиздавался. Однако история агинской работы приоткрылась в новом свете после обнаружения нескольких эскизов иллюстраций, не пропущенных цензурой. Прежде чем отделывать рисунки для перевода в гравюру, художник должен был представить эскизы на утверждение. Случай сохранил их для нас со следами цензорской руки. Речь идет о четырех иллюстрациях к «Повести о капитане Копейкине». В свое время Гоголь, добиваясь разрешения опубликовать «Мертвые души», вынужден был внести в эту часть своей поэмы серьезные поправки. Крамольное содержание «Повести о капитане Копейкине» вызвало снова немилость царской цензуры, когда она столкнулась с агинскими иллюстрациями, вследствие чего на публикацию этих рисунков был наложен запрет.
Агин, благодаря своим иллюстрациям к «Мертвым душам», стал одним из основоположников реализма в русской графике XIX века.
Вся творческая жизнь Агина была связана с передовой прессой его времени. Иллюстрации художника публиковались в некрасовских сборниках «Физиология Петербурга» (рисунки к очерку И. Панаева «Петербургский фельетонист») и «Петербургский сборник» (иллюстрации к тургеневской стихотворной повести «Помещик»), в «Литературной газете», где также деятельность Некрасова имела ведущий характер. Гравировал их на дереве по-прежнему Е. Бернардский. Но, конечно, центральным произведением в творческом наследии Агина остаются его иллюстрации к «Мертвым душам».
Жизнь Агина была скромной и бедной. Он окончил Академию художеств и, хотя несколько лет провел в классе исторической и портретной живописи, руководимом Брюлловым, при окончании получил звание учителя рисования. В дальнейшем он специализировался только в области графики. В конце жизни Агин, оставив самостоятельную творческую работу, стал учителем рисования. Он умер в имении Кочановка Черниговской губернии, принадлежавшем семье его ученика.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1975 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.