«Когда эти чугунные сквозные украшения, обвитые около круглой прекрасной башни, полетят вместе с нею на небо, — какую легкость, какую эстетическую воздушность приобретут тогда дома наши», — мечтал Н. В. Гоголь о грядущей архитектуре. Вероятно, кому-либо и припомнились эти слова, когда на исходе 1920 года в Москву из Петрограда привезли модель памятника III Интернационалу, сделанную Владимиром Евграфовичем Татлиным. Ее показывали на выставке, устроенной к конгрессу Коминтерна. Проект был встречен с восторгом одними и с очевидным недоверием другими. Поклонники памятника вспоминали хрестоматийно известный эпизод с Эйфелевой башней в Париже: она напугала самого Мопассана, а теперь без нее немыслимо представить город. Скептики же говорили о невозможности реализации проекта.
И в самом деле, проект Татлина был обращен явно в будущее, утопичен, хотя, как доказали технические расчеты, вполне осуществим. Башня III Интернационала была символом романтической веры в будущее, символом поступательного движения человечества. Спираль ее словно ввинчивалась в небо. Башня Татлина требовала современных материалов и конструкций. Она разбудила архитектурную мысль, вызвала интерес к эстетической выразительности языка техники. Это был своего рода синтез архитектурных, живописных и скульптурных принципов. Впервые архитектура теряла присущую ей статичность и приходила в движение. В стремительную, вихреобразную спираль могли быть вмонтированы три помещения со стеклянными стенами. Нижнее, для заседаний Коминтерна, вращалось бы со скоростью одного оборота в год вокруг своей оси. Среднее, для заседаний исполнительных органов, со скоростью одного оборота в месяц. Верхнее — всякого рода информационные центры — со скоростью одного оборота в день...
Башня по-своему противополагалась всей существующей, архитектуре, и в то же время в ней возобновлена традиция старой русской архитектуры, традиция здания-памятника. В честь разных памятных событий были построены, скажем, церковь Вознесения в Коломенском и Покровский собор (Василий Блаженный) в Москве.
В проекте башни III Интернационала Татлин опирался на опыт своей предшествующей работы. Сын железнодорожного инженера, он был по своей натуре человеком беспокойным, наделенным изобретательской жилкой. Он много странствовал и плавал. Побывал во Франции, Турции, Марокко, Сирии, позже в Берлине и еще раз во Франции. Делал рисунки, наброски акварелью, работал маслом. Писал матросов, продавцов, рыбаков, натурщиц и цветы. Увлекался Ван Гогом и верил в гений М. Ларионова, пока пути их круто не разошлись. Татлину захотелось найти более точные, объективные основы работы в искусстве. Он шел дорогой художественного анализа, беря сразу и от русской иконописи, и от Пикассо. С 1913 года Татлин стал делать композиции из подлинных материалов, вынес их за плоскость холста в настоящее, «пустое» пространство. Дерево, металл, бой стекла, штукатурка — все оказалось в его руках податливым, обрело эстетическую выразительность. Экспериментальные по установке композиции — контррельефы — помогли ему сформулировать новый принцип творчества: произведение возникает в результате сопряжения, полного раскрытия эстетических возможностей материала в реальном пространстве. Отвлеченно звучащая формула помогла многим мастерам искать новые методы в архитектуре, книге, помогла рождению художественного конструирования как особого вида деятельности. Татлин и сам в 20-е годы выступает как один из пионеров советского дизайна. Свое понимание культуры материалов он хотел ввести и в художественную промышленность. Им придуманы новые удобные модели рабочей одежды, он интересовался мебелью и керамикой.
С общих позиций своей эстетики подходил Татлин и к театру. Он оформлял «Зангези» Велемира Хлебникова, «Комик XVII столетия», вагнеровского «Летучего голландца» и другие спектакли. Татлин стремился, отключив зрителя от обычного ряда ассоциаций, создать на сцене поэтическую среду. Он задумывал великолепные костюмы, уже содержащие в себе черты образа персонажа, который предстояло конкретизировать актеру. В начале 30-х годов Татлин стал с учениками работать над моделью летательного аппарата «Летатлин». Модель была экспонирована на особой выставке в 1932 году в Москве, в Музее изобразительных искусств. Легкая, свободно парящая, она воплощала в себе единство техники и искусства. Ее высоко оценили авиаторы. Некоторые говорили об уходе мастера в технику, подчинении ей, но сам художник, не шутя, повторял: «Это — моя Венера». И показанная в зале рядом с копией микеланджеловского «Давида» современная «птица» Татлина не выглядела чуждой ему. Она была как бы продолжением проектов великого Леонардо да Винчи.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1975 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.