Известный советский график, заслуженный деятель искусств РСФСР Валентин Иванович Курдов вырос на Урале. В юношеские годы он не раз отправлялся в тайгу на охоту, днями пропадал в горах. Потом годы городской жизни как бы приглушили до поры до времени эти воспоминания и наблюдения. Курдов учился в художественно-промышленном, училище в Екатеринбурге, потом в Ленинграде в Академии художеств. Поначалу он намеревался посвятить себя исключительно живописи. Его наставниками были Л. Карев и М. Матюшин, К. Петров-Водкин и В. Савицкий. Но после Академии Курдов попал в ленинградское отделение Государственного издательства. Вот тут неожиданно оказалось, что давние воспоминания и знание природы для молодого художника не менее важны, чем «школа». В. Лебедев, руководивший оформлением книг ГИЗа, разглядел в нем иллюстратора книг для детей, но книг особого рода — о природе.
Можно сказать, что Курдову повезло во всех отношениях. Первая книга, которую ему доверили иллюстрировать, называлась «Аскыр» — повесть о саянском соболе, написанная В. Бианки. Сразу же обнаружилось родство душ писателя и художника, одинаково влюбленных в природу и внимательно наблюдавших размеренное, но бесконечно разнообразное течение ее жизни. Так началось их многолетнее и на редкость плодотворное сотрудничество.
По совету Бианки Курдов со своими друзьями, замечательными графиками Е. Чарушиным и Н. Костровым, отправляется в странствие по алтайской тайге. В 1930 году Курдов и Бианки едут на север, на полуостров Ямал, и там вместе создают книгу «Конец земли». Почти каждый год выходили повести и рассказы Бианки с рисунками В. Курдова. Самой известной работой Курдова стали рисунки в книге Бианки «Лесная газета» (1940), прежде оформлявшейся несколькими художниками коллективно. Курдовские рисунки — это как бы «записки» на память из дневника пытливого естествоиспытателя. И наряду с этим они определенны, закончены, ясны. Они четко «прочитываются» на странице книги, составляя все вместе последовательный, живой и увлекательный рассказ о жизни леса. Познавательное начало в них цепко соединено с образным, поэтическим. Художник рисует энергично, напряженно. Его интересует характерность лесных обитателей. Его звери настороженны, готовы к прыжку, схватке. Они показаны в привычном для них состоянии собранности, готовности уйти от опасности. Идеализации, красивому сочинительству здесь нет места. «Учитесь видеть природу такой, как она есть, учитесь понимать ее великие законы, ее драмы, ее поэзию», — как бы призывает Курдов своего читателя-школьника, воспитывая в нем уважение к природе, желание проникнуть в ее тайну.
Но Курдова не назовешь приверженцем одного писателя. Он иллюстрировал (и успешно) «Калевалу» и книги Р. Киплинга, В. Скотта. Одно из лучших оформленных им изданий — «Конная Буденного» А. Введенского (1931). Здесь открывается иная грань таланта мастера. По развороту страниц мчатся цветные фигурки всадников, мчатся стремительно, неудержимо. По листу, будто невзначай, разбросаны цветовые пятна, казалось бы, хаотичные, колючие линии. И вдруг вся эта движущаяся цветная масса и в самом деле оказывается лавиной конницы. Композиция отличается динамической устремленностью, цвет — радостной звонкостью и чистотой. Так декоративное решение книги помогает выявить ее эмоциональность, увлекает читателя своими ритмами, своей красотой. Это своего рода изобразительная игра в легендарную Первую Конную. Игра, которой бредили мальчишки тех лет и в которой не может быть унылых констатации, а, наоборот, необходимо поэтическое вдохновение, фейерверк выдумки и полное растворение в ее стихии, вера в ее реальность. Беспокойный, лом: кий рисунок здесь передает импульсивное, быстрое и неожиданное развитие этой игры.
И в настоящее время Курдов не изменяет своей манере рисовать живо, остро. Его автолитографии о Севере, рисунки в многочисленных книгах и тонкие по цвету, лирические акварели образуют вместе особый поэтический мир его творчества — мир человека, чувствующего себя не посторонним в царстве природы, человека, которому открыты ее законы.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1975 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.