Ореолом таинственности и неизвестности окутана личность голландского художника Яна Вермеера. Не только его жизнь, но и само творчество живописца вследствие скудости фактических данных остаются для нас во многом загадкой. Дело обстоит, таким образом отчасти потому, что Вермеер уже в XVIII веке был совершенно забыт. Открыли его лишь в конце XIX века, и это открытие стало сенсационным. Живопись художника поразила знатоков совершенством и высоким техническим мастерством, своей прочной связью с глубокими национальными традициями и предвидением будущего. Все же, сквозь мрак неизвестности перед нами выкристаллизовывается образ художника, истинного гения в полном смысле этого слова.
Вермеер родился и всю жизнь прожил в Дельфте. Известно, что он имел многочисленное семейство и был довольно богатым человеком. За всю свою жизнь художник создал лишь около сорока живописных полотен, причем многие из них представляют собой совсем небольшие по размерам вещи; над каждой из них художник долго и тщательно трудился. Видимо, Вермеер писал картины не только для денежного заработка, но и для своего собственного удовольствия, «для себя», как говорят художники. Спокойная жизнь бюргерского Дельфта определила во многом характер творчества Вермеера, так же спокойного и ясного, направила его развитие в традиционное русло голландского жанра.
50-е — 60-е годы XVII века — целая эпоха в голландском искусстве. Это время замечательного расцвета всей голландской живописи, время творческой зрелости Рембрандта и Хальса, появления лучших пейзажей Рейсдаля и интерьеров Адриана ван Остаде, время расцвета деятельности Вермеера (ее обычно разделяют на два периода: подготовительный и собственно расцвет творческих сил художника — конец 50-х годов — 60-е годы).
Вермеер неизменно отдавал предпочтение традиционному для Голландии бытовому жанру и даже не особенно стремился к многообразию сюжетов. Но за этим скрыто множество тончайших сюжетных нюансов. Изображая жизнь в ее самых непритязательных аспектах, художник заставляет зрителя активно включиться в происходящее, разделить с ним чувство полноты жизни или умиротворенное и успокоенное настроение.
Если в ранние- (50-е) годы Вермеер предпочитает видеть только чувственную сторону жизни и предпочитает нарочито грубоватые и шокирующие сюжеты (например, многочисленные картины на тему «У сводни» или «Кавалер я дама»), то в 60-е годы он находит меру в соединении чувственного и духовного начал. Его 1 по-прежнему привлекает жизнь в самых простых своих проявлениях, но он поднимает ее до уровня поэзии, наделяет гармонией и совершенством. И делает это Вермеер не столько за счет сюжета, сколько за счет композиционных и, в особенности, колористических нововведений. В самом деле, живопись зрелого Вермеера — исключительное явление в европейском искусстве XVII века. Он изобрел свой собственный, только им одним примененный живописный прием, когда изображение строится не только линией, но также при помощи светлых золотистых точек, нагроможденных друг на друга и как бы лепящих форму. Этот принцип соединения световых точек придает картине светоносность, краскам свежесть, а цветам реальность. Благодаря этому становится возможным изображение реальной атмосферы и солнечного света, практически введенное в живопись только в XIX веке. «Служанка с кувшином молока» — великолепный пример светоносной живописи Вермеера. Перед нами загадочное явление, чудо: из темноты возникают светящиеся предметы, изображенные на столе. Наполненные сиянием, они живут своей, непонятной нам жизнью, говорят друг с другом на таинственном языке. В то же время они близки и дороги нам, как и женщине, переливающей молоко из кувшина в широкую миску. Фигура ее тоже пронизана светом и сама излучает свет, черты лица неясны и обобщены. Все это воспринимается не как изображение конкретного человека, а как символ мирной и спокойной бюргерской жизни, олицетворение простоты, уверенности, достоинства и силы человека. Глубоко национальная любовь к этой жизни, ее поэтизация и возведение ее в состояние вечной гармонии и чуда — вот что кроется за простым, на первый взгляд, сюжетом картины Вермеера.
О Вермеере часто говорят, что он как бы строил свои картины «по линейке», с холодным расчетом «вычислял» их. Отчасти это верно. Художник, действительно, пользовался многими «техническими» средствами для построения своих интерьеров и пейзажей (например — «Вид Дельфта»): при помощи камеры-обскуры, геометрических вычислений и перспективных построений Вермеер добивался большой точности изображения. Но художник был, прежде всего, великим лириком, а уже потом любителем перспективных экспериментов и скрупулезным чертежником. Поэтому изображенные им уютные уголки старой Голландии и тихие интерьеры бюргерских домов для нас, прежде всего свидетельства тонкого поэтического мировосприятия и огромного жизнеутверждающего таланта, а уже потом — результат влияния науки на искусство.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1975 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.