Крупнейший деятель большевистской партии, пропагандист и теоретик, Анатолий Васильевич Луначарский оказал особенно большое влияние на сложение советской культуры, на выработку принципов искусства нового общества. С самого начала своей деятельности не менее увлеченный искусством, чем политикой, он еще до революции стал виднейшим критиком и публицистом большевистского направления. Поразительна его эрудиция, необъятен диапазон его творчества. Политика и философия, литература и театр, изобразительное искусство и музыка, историческое прошлое отечественной и западноевропейской художественной культуры, как и самые злободневные вопросы художественном практики сегодняшнего дня — таков далеко не полный перечень вопросов, о которых он писал и в решении которых оставил свой след. А если прибавить сюда еще и ораторский талант, кипучую и разнообразную деятельность лектора, преподавателя высшей школы, увлекательного импровизатора и дискуссионера, если вспомнить, что Анатолий Васильевич был первым наркомом просвещения Советской республики, а к тому же еще и талантливым драматургом, то станет ясно, сколь важен был его вклад в борьбу за советскую культуру и как нужен был такой человек для партии в годы проведения ею культурной революции. Родился А. В. Луначарский в Полтаве, в семье чиновника, настроенного по тем временам радикально. Формирование взглядов А. В. Луначарского шло под влиянием русской революционно-демократической традиции. Одной из первых сознательно прочитанных им книг был «Капитал» Маркса. Семнадцати лет, в 1892 году А. В. Луначарский сделал окончательный жизненный выбор и вступил в социал-демократическую организацию.
В центре теоретических интересов А. В. Луначарского очень рано оказались эстетика и искусство. Уже в 1904 году он написал «Очерк позитивной эстетики» — работу, в которой попытался дать материалистическое объяснение художественного творчества и эстетического наслаждения, даваемого произведениями искусства. Однако философская позиция автора в этой работе слишком отвлеченна, больше опирается на биологические свойства человеческой природы, чем на конкретно-исторический, социальный и нравственный смысл искусства. Эти недостатки молодого теоретика восполняются, правда, в его критических выступлениях. «Борьба — вот задача искусства. Оно должно воспитывать боевые чувства и настроения» — таков основной принцип молодого критика, защищающего взгляды на искусство революционной партии. Одновременно он выступает против теории «искусства для искусства», против декадентства и мещанства, становится последовательным противником искусства, устремленного к «минусценностям жизненного упадка», «искусства печальности», «эгоистической лирики». А. В. Луначарского — критика и искусствоведа, отличает способность соединять острое эстетическое чутье, внимательное отношение к творческому своеобразию художников с принципиальной политической оценкой направленности их творчества. В письмах из Италии, которые он назвал «Философские поэмы в красках и мраморе», он дал яркие очерки об искусстве древнего Рима и итальянского Возрождения; в «Парижских письмах» он нарисовал художественную жизнь столицы Франции, воспевал жизнерадостное творчество импрессионистов.
Годы Столыпинской реакции тяжело отразились на А. В. Луначарском. Он увлекся философией Авенариуса, ударился в «богоискательство», стал одним из ревностных сторонников соединения марксизма с махизмом. Впрочем, Ленин, борясь против идеалистических увлечений А. В. Луначарского, писал М. Горькому о возможности отделить его от остальных махистов «на эстетике», продолжал видеть в нем «на редкость богато одаренную натуру».
И, действительно, с 1917 года А. В. Луначарский бесповоротно примыкает к большевикам. Возглавляя культурную политику молодого Советского государства, он исключительно много сделал для защиты и сбережения классического художественного наследия, разрушить которое тогда призывали многие. Он поощрял художественно-просветительную деятельность в массах и поддерживал реалистические традиции в искусстве. Одновременно он старался использовать для целей революции поиски «левых» художников, подчеркивая «молодость» их искусства, говоря, что «молодость революционна». Однако он от имени Советского государства выступил против левацких загибов Пролеткульта. В сложные, переломные годы А. В. Луначарский чрезвычайно много сделал для привлечения старой художественной интеллигенции к делу строительства новой культуры, для воспитания молодых советских художников. Он умел относиться к ним бережно, но, не отступая при этом от коммунистических принципов.
Последние годы своей жизни А. В. Луначарский много работал над пересмотром и уточнением своих эстетических позиций. Наиболее значительное из его исследований этого времени - «Ленин и литературоведение», первая работа на эту тему.
Умер А. В. Луначарский 26 декабря 1933 года в Ментоне (Южная Франция), будучи первым полномочным послом СССР в Испании. Его прах покоится на Красной площади.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1975 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.