Получив образование в училище технического рисования барона Штиглица в Петербурге, Михаил Петрович Бобышов после этого несколько лет прожил в Париже, выезжая оттуда в Италию, Испанию, Англию, Северную Африку. Бобышов очень много рисовал во время этих поездок, что позже помогло ему создавать убедительные декорации к различным спектаклям классического репертуара. Но сам интерес к театру возник у него, безусловно, под впечатлением «Русских сезонов» С. Дягилева в Париже, постановки которого оформляли Л. Бакст, А. Бенуа, А. Головин, Н. Рерих и другие замечательные мастера.
По возвращении в Россию в 1911 году Бобышов начинает работать для сцены. Его декорации к спектаклям театра миниатюр «Кривое зеркало», Троицкого театра в Петербурге — искусные стилизации, где орнаменту отводилось место важное.
Они отмечены несомненным вкусом. С этими же чертами мы встретимся и в книжной, и в станковой графике художника, в живописных декоративных панно. Бобышов экспонировал их на выставках «Товарищества независимых», где объединились весьма случайно мастера самого различного толка от Ю. Репина и Д. Кардовского до И. Билибина и Б. Григорьева. Однако критика сразу же довольно верно приписала его к кругу «Мира искусства», к младшему поколению этого ведущего петербургского художественного объединения предреволюционной поры.
Первые годы после революции стали для Бобышова временем напряженной творческой работы. Можно сказать, что именно тогда и происходит настоящее самоопределение его как театрального мастера. Он оформляет спектакли Шиллера, Шекспира, Горького в Александрийском театре. Здесь он проявляет себя как художник романтического склада, мастер сценического интерьера.
В 1920 году вместе с режиссером Н. Смоличем Бобышова приглашают в ленинградский Малый оперный театр. Так начинается наиболее интересный и значительный период его творческой деятельности. Музыкальный театр был близок художнику, обладавшему прекрасным чувством ритма и декоративной целостности композиции. Опираясь на традиции театра первых десятилетий века, Бобышов предлагал своеобразное прочтение классики. В «Иоланте» (1923) он монументальность соединял с легкостью и воздушностью лирической живописи. В «Золотом петушке» (1923) живопись обретала конструктивную определенность и стройность. Цвет был непривычно ярок и временами даже резок, художник прибегал к гиперболам и преувеличениям, к гротеску. Через опыт мирискуснической декорации, основанной на стилизации, он хотел взглянуть по-новому на персидскую миниатюру, русский лубок, отточенность письма палешан, так, чтобы все это помогло ощутить небывалость сказки, ее увлекающую наивную фантастичность.
Порой в своем чувстве стиля искусства разных эпох Бобышов выглядел педантичным музейным архивариусом. Но чаще это была стилизация, проникнутая современным чувством формы, претворенная остро и иронично. Начиная с середины 1920-х годов художник все решительнее осваивает и современные принципы конструирования сцены. В его спектаклях появляются сложные системы площадок, позволявшие более интересно режиссировать мизансцены, он увлекается эффектами света. Правда, эти новые влияния не изменили характера дарования художника. По-прежнему перед нами любитель легкой отточенной стилизации, декоратор в прямом смысле слова, то есть человек, любящий украшать сцену в зависимости от направленности спектакля. Но достигал всего этого он теперь иными средствами.
В работах Бобышова 1930-х годов и более позднего времени оформление сцены становится более обстоятельным, подробным, иногда даже излишне многословным. Но и в эти годы он неизменно сохраняет верность своим эстетическим принципам и не стремится разрушить условность языка декораций. В таких своих работах, как оформление «Риголетто», «Гамлета», «Медного всадника», он широко прибегает к показу на сцене пейзажа, подчеркивая своеобразие его эмоционального звучания.
Многие годы Бобышов возглавлял мастерскую театральной живописи в Академии художеств. Все время Бобышов работал и как живописец и как график. Среди его станковых произведений особенно привлекательны работы, которые он показывал на выставках картин «Шестнадцати» и Общества имени Куинджи. Это — пейзажи Франции, где он побывал снова в 1926 году, Ленинграда и его окрестностей и глубокие психологические портреты.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1975 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.