Творчество выдающегося армянского пейзажиста Геворга Захаровича Башинджагяна развивалось на рубеже двух веков. Страна его детства и ранней юности — Грузия, страна зрелости и глубокой патриотической привязанности — Армения, которая наложила отпечаток на образный строй произведений художника. Башинджагян родился в маленьком уездном городке Сигнахе. Подростком он оказался старшим из детей в семье, рано потерявшей отца, и вынужден был взять на себя все материальные заботы.
Башинджагян стал зарабатывать деньги, рисуя вывески. Счастливое стечение обстоятельств помогло ему поступить в Тифлисскую художественную школу при «Кавказском обществе поощрения изящных искусств». Успехи в школе дали возможность Башинджагяну поехать в 1878 году в Петербург и поступить в Академию художеств, в класс известного пейзажиста М. К. Клодта.
У своего учителя, живописца академического направления, Башинджагян прошел превосходную школу станковой пейзажной живописи и овладел точным рисунком, строгой, хотя порою и суховатой композицией. Но его собственным пристрастием в искусстве было творчество А. И. Куинджи — живописца сильного темперамента, чье романтическое восприятие природы оказало известное воздействие на становление живописной манеры Башинджагяна, на его способность целостно, масштабно воплощать в своих полотнах пейзажные мотивы. В морских и озерных пейзажах Башинджагяна чувствуется и отдаленная связь с традицией И. Айвазовского.
Окончив петербургскую Академию художеств в 1883 году с серебряной медалью, Башинджагян возвращается на Кавказ, в Тифлис. В 80-х годах прошлого века Тифлис сохранял специфическую атмосферу многонационального, многоязычного города, в котором сосуществовали стихии разных национальных культур — грузинской, армянской, русской. Это был город старинной архитектуры, с причудливым сплетением горбатых улочек, город резких жизненных контрастов: задержавшихся феодальных нравов богатых слоев общества и бедности городских низов — ремесленников, поденщиков, разносчиков, грузчиков — «мушей»...
Культурные традиции, сформировавшиеся здесь еще в середине и в конце XVIII века в музыкально поэтическом творчестве великого поэта-ашуга Саят-Нова, в деятельности «династии» художников Овнатанянов, создавали благоприятную почву для развития живописного таланта молодого художника, для утверждения художественных принципов новой демократической школы реалистического пейзажа.
В 1886 году Башинджагяну удается организовать персональную выставку, принесшую ему первый значительный успех и признание зрителей.
Этот период творчества Башинджагяна отмечен целой серией пейзажей, связанных с его любимыми местами в Грузии («Алазанская долина», «Ночь на Куре», «Ночь в окрестностях Тифлиса»), с горными пейзажами Армении («Озеро Севан»). Исходив пешком с мольбертом и этюдником за плечами все Закавказье, молодой художник запечатлел в этюдах и картинах волнующую красоту земли. В них лирически-созерцательное восприятие природы пока еще несколько сковано торжественностью компоновки, «музейностью» темноватых, тусклых тонов. Однако постепенно палитра художника просветляется, композиционные решения приобретают черты большей непосредственности и свободы, расширяется и диапазон эмоций. Виртуозно развитая художественная память позволила Башинджагяну создавать свои пейзажные полотна в мастерской, но его воображение питали живые импульсы постоянного общения с природой. В 1884 году Башинджагян путешествует по Италии и Швейцарии, в 1899 и 1900—1902 годах живет и работает во Франции, в Париже.
Свои наиболее зрелые, отмеченные печатью уже сложившейся личности полотна Башинджагян создал в период 1890-х - 1910-х годов («Утро на Севане», 1896; «Севан. Остров», 1903). Это картины, привлекающие тонкой, лирически окрашенной игрой светотени, мягкими цветовыми акцентами в общей светлой, так характерной для кисти Башинджагяна «жемчужной» световоздушной атмосфере («Оттепель на Кавказе», 1890; «Севан», 1910). Привязанность Башинджагяна к некоторым постоянным живописным сюжетам — особенно часто он писал озеро Севан, Арарат («Арарат», 1912), ночные виды Куры, Дарьяльское ущелье, Алазанскую долину — рождается из желания во многих гранях и поворотах раскрыть живописную тему, ставя себе каждый раз иную задачу, из стремления наиболее полно воплотить тот или иной пейзажный мотив. В этом — ключ к пониманию художественной программы пейзажиста, к пониманию «циклического» характера некоторых его работ. Так, например, севанский цикл писался им в разное время на протяжении более чем тридцати лет.
Покой и величественная гармония «Летнего дня на Севане» (1910) создаются композиционной уравновешенностью всех живописных планов полотна. Остров как бы отплывает в даль пейзажа и открывает тем самым широкую зеркальную гладь прозрачной воды с узкой кромкой ослепительно-светлых прибрежных камней на переднем плане. И над всем этим огромная масса легких белых кучевых облаков — световая доминанта полотна. В целом картина поражает пластической завершенностью каждой части, каждой живописной детали.
Узы длительной дружбы связывали Башинджагяна, художника-демократа, общественного деятеля, литератора и публициста, с выдающимися деятелями армянской и грузинской культуры — с писателями О. Туманяном, А. Ширванзаде, А. Исаакяном, поэтом И. Гришашвили, композитором Комитасом, выдающимся армянским актером-трагиком П. Адамяном.
Полотна Башинджагяна, пользовавшиеся широкой известностью еще в начале нашего века и рассеянные по многочисленным частным и общественным собраниям, были после Великой Октябрьской социалистической революции в лучшей своей части сосредоточены в Государственной картинной галерее Армении (в Ереване) и в Музее искусства народов Востока, в Москве.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1975 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.