Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР Георгий Георгиевич Круглов является одним из крупнейших советских художников - керамистов. Следы влияния его творчества можно обнаружить не только в Латвии, где он живет и работает, но и в творчестве мастеров декоративно-прикладного искусства других республик. В детстве Круглов получил в семье поддержку своим художественным начинаниям. Его отец, простой крестьянин, нашел средства для того, чтобы взять учителя рисования, который подготовил юношу к поступлению в Латвийскую Академию художеств. Здесь Круглов вначале учился в мастерской живописцев В. Пурвита и С. Виноградова, а затем перешел на отделение керамики в мастерскую Р. Пельше, так как пришел к убеждению, что именно в керамике возможно, как он говорит, «применение разнообразнейших способностей человека». Неистовая любознательность, толкавшая художника к всевозможным экспериментам, жажда овладеть секретами «искусства глины» с самого начала определили творческий характер мастера.
После окончания курса Академии Круглов уезжает в Германию, в город Бунцлау, где продолжает свое образование у известного керамиста и педагога профессора Берделя. Фашизация Германии прервала обучение Круглова, и он в 1933 году был вынужден возвратиться в Ригу. Здесь он поступил на фарфоровый завод Кузнецова и одновременно стал работать преподавателем в рижской Школе прикладного искусства.
На заводе Круглов работал вначале модельером в скульптурной мастерской, но вскоре молодого мастера, имевшего склонность к экспериментаторству, перевели на работу в лабораторию. Семь лет работы на заводе были, по признанию самого художника, великолепной школой. Здесь Круглов овладел почти всеми производственными процессами, сопровождающими создание как уникальной, так и массовой керамики. «Я сразу же втянулся, — признается мастер, — в составление рецептур фарфоровых и фаянсовых масс и глазурей, досконально изучил фарфоровое и фаянсовое посудное производство, гончарное дело и художественную керамику, ныне называемую майоликой...» Работы Круглова начинали находить признание не только в Латвии, но и за рубежом; особенно ценились его новые составы глазурей, их особая колористическая насыщенность.
Расцвет творческой деятельности художника связан с его жизнью в послевоенные годы уже в Советской Латвии. Круглов — мастер широкого профиля. Он работает в области декоративной керамики («Декоративные сосуды»), создает своеобразные ансамбли для парков, общественных зданий, жилых интерьеров; не менее интенсивно он занимается бытовой керамикой, а также уникальной. Для каждого из этих видов творчества он находит свой неповторимый язык, свои приемы композиции. Художник умеет заставить материал быть во всем ему послушным. В многотиражных бытовых предметах, сервизах и прочем Круглов ищет не только общее пластическое единство всего ансамбля сервиза, но и добивается ярко выраженной функциональности каждого предмета. В декоративно-монументальных работах мастер усложняет свои решения. Здесь Круглов обычно берет за основу крупнозернистые массы. Он решает свои декоративные композиции как скульптуру с расчетом на положение в пространстве. Характерны для подобных работ Круглова поиски сочленения разных объемов — треугольного тулова и округлого горла вазы, плоской чаши и массивного треножника-подставки. Работы Круглова завоевали прочное признание, как в Советском Союзе, так и за рубежом.
Большое место в жизни Круглова занимает его педагогическая деятельность. Неутомимый поиск новых возможностей формы, сочетаний цвета, четкая целенаправленность в решении поставленной творческой задачи, свойственные Круглову, служат примером для молодых мастеров.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1975 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.