Однажды Константин Федорович Юон, вспоминая о том огромном впечатлении, которое произвела на него живопись В. Сурикова, сказал: «Его глубоко-почвенные, могучие образы как бы из недр земли выраставшие, все своеобразие его методов и вся организация его художественного труда глубоко меня взволновали, многому научили. Моя собственная любовь к истории и древностям, к декоративной и красноречивой красочности форм ушедших веков в соединении с живой жизнью и в живом свете влекли меня к нему». В этих словах и его личная художническая программа. Он оставался ей верен на всем протяжении своей деятельности.
Интерес к истории, к родной природе появился у Юона еще в детстве. Их семья жила на тихой окраине Москвы, в Лефортове. Там было немало памятников древности, и сама атмосфера была, как бы насыщена историей. Потом Юон окончил Училище живописи, ваяния и зодчества, и почти сразу же на московских выставках начала века заявил о себе как художник, которого интересует «национальный колорит» пейзажа и прошлое Руси. Начиналась эпоха, когда эти проблемы волновали многих серьезных мастеров искусства. Юон выступал на выставках «Мира искусства» и «Союза русских художников», где его устремления всегда находили поддержку. Он был дружен с Б. Кустодиевым, И. Билибиным, Е. Лансере. К нему с уважением относились и другие «петербуржцы» из «Мира искусства», вообще не жаловавшие похвалами своих коллег из Москвы. Но понимание Юоном истории совершенно иное, чем у мирискусников.
Юон — не ретроспективист, влюбленный в прошедшие эпохи и в стиль их искусства, предлагающий артистичные вариации его. Для него дух русской истории воплощен не в сочиненных сценах бывшей некогда жизни, а в реальной нынешней жизни памятников истории. Это было его убеждением — живое прошлое, органично вошедшее в современность. Поэтому так любил Юон «матушку Москву» с ее сорока сороковами церквей, разноцветней и шумным гомоном пестрой толпы. Он писал в Загорске, Ростове-Ярославском, Пскове, Новгороде. То есть в тех местах, где древняя архитектура во многом определяла и «тонус» сегодняшней жизни. Ему нравилось согласие, в котором находилась эта архитектура с окружающей природой, как в ней выявлялся гордый характер народа, создавшего ее. Юон восхищался мощью и красотой белокаменных соборов, привольным пейзажем. Русская природа в его искусстве — не скромные «уголки», любимые многими тогдашними живописцами, она величественная, торжественная. Не случайно Юон в картине «Купола и ласточки» (фрагмент) да и во многих других своих работах избирает точку зрения сверху. Ему хочется дать с трудом обозримую панораму пейзажа, не упустив красоты ни одного из ее мотивов. В чистом прозрачном воздухе мы отчетливо видим каждую мельчайшую деталь пейзажа, ее пластику. Все выверено, рассчитано, построено с предельной композиционной точностью. Картины Юона — законченное целое, мир, где нет места случайности. Они по-своему декоративны. Их ясная, звонкая красочность радует глаз. Но продуманный отбор, художественное обобщение у мастера всегда сплавлены с сильным, непосредственным ощущением натуры. Юону удалось блистательно соединить выразительность чувств, их живость, характерную для импрессионистов, с последовательностью воплощения мысли, пластической завершенностью, типичными для высокой классики. И в «Куполах и ласточках» есть эта привлекательная многоплановость, ощущение сдержанной силы, благородной мощи архитектуры и конкретное чувство переменчивого майского дня, свежего ветра.
Композиционные сюжетные картины, портреты, театральные постановки в Малом и Художественном театрах — везде мы можем проследить особенности таланта художника, его пристрастия и любимые темы. Но, пожалуй, наиболее привлекательным жанром всегда был для него пейзаж, который становился очень чуткой, гибкой формой выражения отношения мастера к миру, к событиям современности.
В 1921 году Юон написал пейзаж-картину «Новая планета», где земля, озаренная грандиозными пожарами и проносящаяся в космосе, посылает лучи яркого света во Вселенную. Здесь есть ощущение огромности происходящих изменений — своего рода фантастическая утопия, своим наивно-символическим аллегоризмом типичная для искусства тон эпохи. Юон радостно приветствовал это тогда смутное, но прекрасное грядущее.
В 1942 году мастер показал на одной из выставок полотно «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года». Оно тоже решено как пейзаж. Правда, по сравнению с юоновскими прозрачными зимними московскими пейзажами предшествующих лет, здесь тональность совершенно иная, но эти перемены, конечно, диктовала сама тема, сама атмосфера военного времени. В серо-стальном холодном колорите, в повторяющихся ритмах движения сомкнутых воинских колонн Юон хотел передать строгость, собранность воинов, отправляющихся прямо от кремлевских стен на смертный бой за Москву.
И сегодня, когда мы встречаем на выставках пейзажи с изображением, памятников архитектуры, мы часто чувствуем непосредственную связь многих из современных мастеров этого жанра с юоновской традицией.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1975 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.