«Стенберг 2» — так подписывали свои совместные работы Георгий и Владимир Стенберги. Георгию было всего 33 года, когда он разбился на мотоцикле. Брат один продолжил их общее дело, оформляя выставки, придумывая различные проекты. Но в историю нашей художественной культуры они вошли вместе: братья Стенберги, неутомимые художники-изобретатели, искавшие живые методы оформления книги и сцены, работавшие в живописи и в архитектуре, мастера-универсалы, занявшие видное место в истории становления советской художественной культуры.
Братья Стенберги, как и многие студенты Свободных художественных мастерских, оформляли Москву в дни революционных празднеств. Они показывали контррельефы, конструкции и сложную, изысканную по фактуре живопись на выставках Общества молодых художников, которое сами именовали сокращенно Обмоху. Вместе со своим товарищем К. Медунецким писали «Обращение ко всему земному шару». Им казалось, что до будущего один шаг, и они готовили себя к работе в нем. Все разнообразные эксперименты в области цвета, конструкций, материала легли в основу их практической деятельности. Это помогло остро и по-новому решать возникавшие задачи.
«Стенберг 2» в киноплакате — это великолепная эксцентрика. Они прибегают к гротеску, придумывают фантастические сюжеты, вводят броский, интенсивным цвет. Зрители останавливаются сразу же, пораженные необычным обликом плаката. В нем то детективная загадочность, то юмор. Но художники редко ограничивались просто интригующим и виртуозным трюком. Невероятное, своего рода буффонада здесь — лишь путь создания образа. В лучших киноплакатах художники всегда четко раскрывали смысл фильма. Братья Стенберги рассматривали лист плаката как «поле», где действие возникает в любом необходимом участке. Они смело фрагментировали изображения, соединяли фотографию и рисунок, вводили сложный цвет.
Братья Стенберги в полиграфии — тоже сторонники активного вторжения в книгу и журнал фотомонтажа, убедительного, как документ, и подчеркивающего выразительность других пластических компонентов композиции. Используя цвет, свет, фото, они оформляли улицы Москвы. По их проектам много лет оформлялась Красная площадь. Георгия Стенберга особенно интересовал цвет в архитектуре. Он разрабатывал проекты окраски зданий Москвы. Обычно такая работа сочеталась и с оформлением интерьера. С помощью цвета Стенберг не только подчеркивал особенность композиционного строя архитектуры, но и добивался определенного эмоционального воздействия на человека. Он любил чистые, звонкие цвета. Он был одним из первых художников, последовательно и творчески разрешавших эти проблемы. Стенберг видел социалистическую архитектуру радостной, одухотворенной.
И, конечно, одна из самых замечательных сфер «действия» братьев Стенбергов — театр. В начале 20-х годов их пригласил сотрудничать А. Таиров. Камерный театр, театр отточенной «парижской» эстетической культуры, вроде бы представлялся чуждым молодым романтикам технической эры, художникам, считавшим себя конструктивистами. Но уже их первый спектакль «Гроза» доказал, что не только театру очень нужны мастера, мыслящие современно и четко, но что и Стенберги чувствуют стихию театра. В «Грозе» они предложили простую, но монументальную по ощущению конструкцию. Несмотря, на свою отвлеченность, она — самими пропорциями, выбором материала (дерево) — странным образом вызывала у зрителей нужные ассоциации, а «очищенность» формы была в стиле спектакля. Таиров намеревался ставить «Грозу» как высокую трагедию...
В своих проектах пространственного решения сцены Стенберги добивались архитектонической ясности, цельности композиции. В планировке они учитывали жизнь актера на сцене, ее ритмы. Оформляя постановку пьес Ю. О'Нейла, Б. Брехта, они очень точно показывали «социальную структуру» драматургии спектакля. Художники чувствовали себя такими же ответственными участниками спектакля, как актеры и режиссер. Театр братьев Стенбергов — театр поэтичный. Рядом с психологически сложной социальной драмой в нем органично присутствует трагедия. При всем азарте изобретательства, увлеченности новым, братья Стенберги — художники классически ясного видения мира.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1975 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.