«Искрометной скульптурой» назвал творчество Карпо один из современников. Действительно, работам мастера присущи какая-то особая легкость, воздушность, безудержная игра фантазии, как бы смеющейся над классическими канонами скульптуры. В его подвижных, неустойчивых фигурах всегда есть элемент живописной свободы — что-то ускользающее и изменчивое, разрушающее неподатливость материала.
Жан-Батист Карпо родился в Валансьене в семье каменщика. Рано обнаружившийся талант мальчика был поддержан местными любителями искусств, и в 1842 году пятнадцатилетний Карпо оказывается в Париже, снабженный рекомендательными письмами и тощим кошельком. Он поступает в Королевскую специальную школу рисунка и математики, директор которой, друг Жерико, сразу оценил выдающиеся способности юноши.
Первые годы в Париже были для Карпо довольно трудными. Чтобы заработать на жизнь, он берется за всякую случайную работу, в том числе и «по специальности» — делает модели для владельца маленькой мастерской бронзовых изделий. В 1846 голу Карпо становится учеником Школы изящных искусств, и с этого времени начинается его блестящая и короткая карьера. Одна награда следует за другой. В 1854 году Карпо получает Римскую премию — высшую награду Школы, дающую право на поездку в Италию.
Годы пребывания в Риме окончательно сформировали манеру скульптора. Классические произведения античной пластики вдохновляли его мало. Карпо больше интересовала живая жизнь — живописные итальянские типы с их оригинальными народными костюмами и своеобразной пластикой движений. Уже первые его работы «Паломбелла» и «Неаполитанский рыбак с раковиной» имели шумный успех. Он сразу стал модным художником: светская публика теснилась в мастерской Карпо, а принцесса. Боргезе назвала его новым Микеланджело.
По возвращении в Париж Карпо продолжает жизнь светского художника, находящегося на вершине славы. В своей просторной мастерской, одетый в живописную блузу, он делает портреты придворных дам и вельмож, обставляя сеансы с театральной пышностью. Однако старая закваска потомственного ремесленника не давала всей этой мишуре вскружить ему голову. В глубине души Карпо оставался неутомимым тружеником, ищущим новые выразительные возможности скульптуры. Даже среди исполненных им заказных бюстов есть великолепные портреты, поражающие живостью наблюдения и меткостью характеристики (например, портреты А. Дюма-сына, композитора Гуно). Но лучший портрет, созданный Карпо, — это бюст архитектора Шарля Гарнье, строителя Гранд Опера в Париже. В облике этого нервного, худого, хрупкого человека Карпо сумел передать странное сочетание впечатлительности и железной воли, наивности и целеустремленности.
Карпо был дружен с Гарнье еще со времен Школы рисунка и математики. Естественно, что когда Гарнье начал работу над строительством Оперы, он, прежде всего, подумал о Карпо. Из этого творческого содружества возник один ил шедевров французской скульптуры.
Фасад Оперы должен был быть украшен четырьмя аллегорическими группами. Карпо выбрал для себя аллегорию танца. Он начал работу с увлечением. По мгновенному наброску, сделанному в присутствии архитектора, он начал лепить из глины один эскиз за другим. И тут Гарнье обнаружил, что его старый друг сущий «бич архитекторов». Карпо непрерывно увеличивал количество фигур, сообщал им все более стремительное движение, не считался с заданными размерами. Скульптор видел только свою группу, архитектор же — здание в целом и хотел простых линий, замкнутой композиции. Он стращал художника тем, что эти «порхающие» в воздухе детали неизбежно отломаются. Карно соглашался, по в следующем эскизе снова возвращался к своему замыслу. Наконец Гарнье уступил. «В глубине души я находил его эскиз великолепным. Я был очарован его живой композицией, трепетной моделировкой его фигур. Препятствовать ему значило лишить Францию шедевра», — писал он в своих воспоминаниях.
«Танец» Карпо — это, действительно, выдающаяся работа, в которой скульптор воплотил лучшие возможности своего таланта. Хоровод нимф, опьяненных бурным движением танца, является воплощением непреодолимой, бьющей через край радости жизни. Не случайно эту композицию вспомнил Матисс, когда делал свой знаменитый «Танец».
И не случайно так же, что это, бесспорно, лучшее, создание Карпо вызвало настоящий скандал в официальных кругах. Искренность, подлинная и естественная жизнерадостность скульптурного образа оказались неприемлемыми для тех, кто привык видеть в Карпо поверхностного светского художника.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1975 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.