С рассказа о деятельности Пранцишку Смуглявичюса принято начинать историю новой литовской живописи. Ведь именно он и был руководителем кафедры живописи и рисунка при Вильнюсском университете, которая «переросла» вскоре в Вильнюсскую художественную школу. У Смуглявичюса учился ведущий мастер литовской живописи первой трети XIX века И. Рустемас и многие другие видные художники. Но о Смуглявичюсе как о Франтишике Смуглевиче охотно пишут и историки польского изобразительного искусства XVIII—XIX веков. Он много работал в Польше. Да и Вильнюс в условиях, когда территория Польши была поделена между соседними странами и перестала существовать как самостоятельное государство на карте Европы, становился едва ли не главным центром польской культуры.
Смуглявичюс прочно обосновался в Вильнюсе с 1797 года. Это был период полного расцвета его таланта. Художник прекрасной профессиональной выучки, он сразу смог придать развитию живописи в Литве новый качественный уровень. Смуглявичюс в своем творчестве утверждал принципы европейского искусства, с которым он вплотную столкнулся, живя в Италии, знакомясь со многими знаменитыми коллекциями живописи, учась у популярного тогда мастера Рафаэля Менгса. Как и многие разноплеменные ученики Менгса в Риме, он получил «прививку» классицизма, бредил древностью, высоким стилем, мечтал о трагедии, верил в особую избранность сюжетов мифологических и исторических. И как человек чуткий, несомненна талантливый от природы, Смуглявичюс подчас не совсем осознанно вносил поправки в заученные правила. И в Польше, и в России, и в Литве он зарисовывал самые нехитрые, обыденные, натурные мотивы.
Смуглявичюс по-видимому, серьезно и искренне интересовался исторической живописью. Он написал полотна «Посланцы персов у короля Марокко», «Посланцы скифов у Дария» — довольно большие, репрезентативные картины, и сам явно увлекался сложной режиссурой сочиненных мизансцен, красочностью; необычных костюмов. Темнокожий человек в ослепительно-белом одеянии, сияние металла, блеск и переливы богатых шелковых и атласных тканей, пышные и экзотические пейзажные фоны — все это многообразие деталей и аксессуаров художник передал с большой живописной свободой. При определенном родстве работ подобного рода с шаблонами мифологической и исторической живописи эпохи, их поверхностной занимательностью, есть здесь и увлекающий романтический пафос. Надо сказать, что мастер писал также картины из литовской и польской истории, в частности, н произведения, посвященные Костюшко.
В портрете Смуглявичюс тоже, случалось, отдавал дань внешней эффектности, показному блеску. Ведь от него ждали парадного изображения, идеализированного по самой сути. Поэтому в таких ситуациях художник, как и большинство мастеров его времени, отдавал предпочтение декоративной выразительности решения, стремясь точно «ввести» портрет в интерьер дома, для которого холст предназначался. Но среди его портретов есть и настоящие психологические исследования, проверенные с аналитической последовательностью и правдивостью (портрет Грановской). В них очевидна зоркость зрения художника, его умение понять характер человека. Они остаются среди лучшего, созданного и в польской, и в литовской портретной живописи.
Смуглявичюс глубоко интересовался старинной архитектурой Вильнюса. В его акварелях и рисунках разных лет возникают величественные барочные ансамбли, старые храмы и улицы, тихие уголки древнего города. В них есть и поэтическое ощущение истории города, и документальная точность, и взгляд ученого. Эти произведения Смуглявичюса обладают не только особым обаянием для зрителей, но и оказывают зачастую добрую услугу сегодняшним реставраторам старого Вильнюса.
Смуглявичюс нередко бывал и в сельских местностях. Он оставил ряд работ, изображающих современных ему крестьян. В этих работах запечатлены костюмы той эпохи и приметы быта. Но при всей искусственности, «постановочности» композиции, в них есть и уважение к своим персонажам, любовь к их нехитрой, простой жизни, попытка передать красоту, своеобразие ее атмосферы.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1975 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.