Оканчивая Академию художеств в 1925 году, Алексей Федорович Пахомов представил на звание художника одновременно эскизы росписи красноармейского клуба, рисунки к детской книге, картину «Сенокос» и к ней эскизы композиции. Такая широта интересов и умение профессионально, уверенно работать в различных видах живописи и графики типичны для художников тех лет, когда искусство смело, вторгалось в разные сферы жизни.
Академию Пахомов оканчивал по мастерской А. Савинова, опытного, умелого рисовальщика. Но за плечами у него уже была разнообразная и богатая художественная подготовка, серьезная жизненная школа.
Сын вологодского крестьянина, он рисовал с детства и через все перипетии жизни пронес любовь к простому укладу крестьянской жизни. Пятнадцати лет Пахомов попал в училище технического рисования барона Штиглица.
После революции художник год учительствовал на родной Вологодчине, служил в Красной Армии. В 1920 году Пахомов возвратился в Петроград и поступил в Академию. Здесь его учителями стали Н. Тырса и В. Лебедев. Он изучал живопись французов, потом пришло увлечение монументальными образами Джотто. Пахомова влекло к искусству ясному, мощному. В 1925 году В. Лебедев пригласил Пахомова иллюстрировать книги для детей в ГИЗе. Первые опыты были для него мучительны, но со временем из Пахомова выработался первоклассный мастер детской книги. Параллельно Пахомов работал в живописи. Его картины «Сенокос» (1925), «Красноармейцы» (1927), «Конюх» (1931) экспонировались на выставках общества «Круг», в котором объединились молодые ленинградские художники, искавшие новых путей создания современной картины. Экспонированные на зарубежных выставках многие произведения Пахомова были приобретены крупными американскими и европейскими музеями. Его живопись отличается особым монументальным строем, не исключающим ее лирической взволнованности; художник прибегает и к решениям подчеркнуто динамичным, но при этом всегда сохраняется ясность и цельность. В его картинах есть строгость и сдержанность, величественное фресковое начало, роднящее их с традициями Древней Руси и ран него Возрождения.
Постепенно в 1930-е годы Пахомов все более концентрирует свое внимание на книгах для детей. В них проявились лучшие качества его искусства. Более всего художника привлекали книги, так или иначе связанные с темой деревни, и русская классика и произведения современных писателей.
Пахомов всегда шел от наблюдения. Он любил рисовать точно, обстоятельно, подробно. Все важно, ничего нельзя пропустить. Но он не натуралист, в его рисунках мы ощущаем особую поэтическую убедительность. При всей предельной конкретности, они по-своему идеальны. Недаром о Пахомове критики говорили как «о художнике положительном». Он не любил изображать явления отрицательные, «плохих героев». Они ему часто и не удавались. Иногда, правда, и положительные герои изображались то несколько сухо, то сентиментально, но это случалось редко. Ему присуще было чувство художественной меры. Тяга к обобщению у Пахомова органично возникала из его любви к работе с натуры. Как писал о нем В. Конашевич (мастер, совершенно иначе понимавший цели иллюстрации в детской книге), «его человек — это всегда «этот» человек». Его герои всегда конкретны и потому всегда живы. В их лицах мы можем прочесть если не всю жизнь, то очень многое об этой жизни».
Иллюстрации Пахомова — народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР, лауреата Государственной премии — к детской книге смотрятся цельно и интересно. Они подкупают маленького читателя отсутствием снисходительности, сюсюканья («Ведро» Е. Шварца). Пахомов ведет с ним разговор на равных, как старший товарищ. И вот это-то качество вкупе с простотой, доступностью и выразительностью формы рисунка обеспечило долгий, непреходящий успех лучшим книгам художника.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1975 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.