Сын скромного органиста Микалоюс Константинас Чюрлёнис с раннего детства поражал всех необыкновенной музыкальностью. С 4-х лет он безошибочно играл по слуху, а в 11 лет уже пытался сочинять небольшие композиции, которые исполнял его отец. Чюрлёнисы жили в маленьком курортном месте — Друскининкай, в южной Литве, и один из представителей местной интеллигенции порекомендовал своему другу князю М. Огинскому взять необычайно одаренного мальчика в музыкальную школу в Плунге. Огинский поверил в талант Чюрлёниса, и после окончания им школы предоставил стипендию, чтобы он мог учиться дальше. В результате этой поддержки Чюрлёнис смог окончить Варшавскую и Лейпцигскую консерватории. Его сочинения начинают время от времени включать в концертные программы, ему предлагают место директора консерватории в Люблине и приглашают преподавать в Варшавскую консерваторию. Однако Чюрленис, к удивлению знакомых и родных, отвергает эти предложения. У него иные планы. Он чувствует, что музыке он будет предан всегда, но выразительных средств только музыки ему мало для осуществления еще не ясной, но заманчивой для него программы нового синтеза.
Так Чюрленис, окончив две консерватории, снова решает учиться, но теперь живописи. Она кажется ему наиболее близким самой природе искусством. В 1903 году Чюрленис поступает в школу рисования Каузико-Тихо в Варшаве, а через год переходит в только что организованную школу — академию Стабровского. Работы 1906—1907 годов — это уже «настоящий» Чюрленис, который через несколько лет поразит своей живописью весь художественный Петербург.
Чем же привлекали живопись и графика литовского художника таких разных людей, как Р. Роллан, Н. Рерих и Вяч. Иванов (поэт и теоретик русского символизма)? Возьмем известные работы Чюрлениса — циклы картин, большинство которых экспонируется в Художественном музее в Каунасе: «Соната весны», «Соната лета»; «Соната ужа», его фантазии. В неясных, блеклых волнах цвета мы чувствуем особую, зыбкую музыку. Художник хочет выразить чувства, до конца не переводимые на язык слов. В его эпических построениях есть ощущения поразительно тонкие, индивидуальные — что кажется мало совместимым, но это и создает настроение.
Обычно Чюрленис любил свой замысел выражать в последовательном ряду произведений, связанных общностью ритмов, цветовой тональностью, но, главное, являющихся как бы звеньями развития одной мысли. Он и поэт, и философ одновременно. В его произведениях отвлеченные философские конструкции обретают смысл благодаря сильному лирическому переживанию темы.
Как и многие мыслители той эпохи, Чюрленис ставил в своем творчестве вопрос о месте человека в мире. Ему хотелось постичь призвание человека, понять тягу человека к жизни и творчеству. И избранная им аллегорическая, неоднозначная форма вполне отвечала этой задаче. Живопись Чюрлениса, казалось, хотела вместить в себя всю эмоциональность музыки, богатство чувств, способность отвлеченной формой вызывать живые человеческие эмоции. Этот союз двух различных искусств и стал основой небывалого прежде синтеза. Работы Чюрлениса мы часто воспринимаем как некие космические видения и, одновременно, как регистрацию внутренних душевных импульсов, бессознательных порывов. В них есть борение стихий природы, непривычно личное их ощущение. Сам художник мечтал, чтобы его живописные симфонии возникали «из гула воли, таинственной речи столетнего бора, из мерцаний звезд, из наших песен и необъятной тоски».
Судьба Чюрлениса была драматична. Его высоко ценили определенные круги русской интеллигенции, но по существу у него не было никаких средств к существованию, кроме случайных, нещедро оплачиваемых уроков. Он умер от тяжелой болезни всего 36 лет от роду...
Многими своими сторонами творчество Чюрлениса оказалось близким всякого толка символистам. Его поиски отвлеченной музыкальной живописной формы иные из теоретиков отнесли к предвестию абстрактного искусства. Конечно, эти параллели не объясняют сути творчества Чюрлениса. Он был художником, крепко связанным с родной Литвой. Дело, естественно, здесь не в том лишь, что Чюрленис выступил одним из инициаторов возрождения художественной жизни в Литве, по существу сведенной на нет колониалистской политикой царизма. Художник брал «уроки» у природы Литвы, у ее тайн, народного творчества, пронизанного вселенским пантеистическим чувством, где древняя мифология дошла неискаженной до начала XX века.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1975 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.