Евгений Евгеньевич Лансере по праву заслужил название художника-универсала. Он писал картины, о которых положительно отзывались крупные критики, был прекрасным рисовальщиком и весьма одаренным литератором. Но наиболее значителен его вклад в книжную графику и монументально-декоративную живопись. Здесь с наибольшей полнотой выявились его огромная культура, эрудиция, знание мирового искусства, широта его мышления, все качества, которые были определены воспитанием и средой и которые способствовали быстрому самоопределению и становлению его незаурядного таланта.
Когда в 1912 году Лансере ответил согласием на предложении издателя сделать большой цикл иллюстраций к «Хаджи-Мурату» Л. Толстого, он был уже одним из авторитетнейших мастеров русского изобразительного искусства. Сын известного скульптора-анималиста Е. А. Лансере, воспитывавшийся после смерти отца в доме деда, академика архитектуры II. Л. Бенуа, он получил на редкость широкое образование. Уроки в Петербургской рисовальной школе Общества поощрения художеств, занятия в парижской академии Жюльена и, что не менее важно, путешествия по Франции, Швейцарии, Германии, Италии, Японии, а у себя в стране — но Башкирии, Украине, Псковщине, Сибири. Как художник он сформировался в кругу мастеров «Мира искусства», маленького по началу содружества энтузиастов, влюбленных в прошлые эпохи и ощущавших их как часть сегодняшней художественной жизни. Знание истории, незаурядное чувство стиля той или иной эпохи, умение понять ее «вкус и аромат» — все эти «тайны» ретроспективной мирискуснической графики были подвластны ему. Но в 1905—1906 годах Лансере делал рисунки политического характера для сатирических журналов «Жупел». «Зритель», «Адская почта».
Лансере не был чужд миру театра — он оформлял спектакли в «Старинном театре» Н. Евреинова. Время от времени художник исполнял декоративные панно для особняков знати и новой буржуазии. Критика отмечала его тяготение к неоклассике, ясной, простой и завершенной форме. Не случайно он сдружился с архитекторами В. Щуко и И. Жолтовским, разделявшими его эстетические идеалы.
Как мастер книжного искусства Лансере тоже был достаточно популярен. Но работа над «Хаджи-Муратом» заставила его как-то иначе взглянуть на свое искусство. Увлеченный темой, художник отправляется на Кавказ. Он хочет повторить путь героев Толстого, изнутри понять, что и как они переживали, уяснить, как возникала книга. Сам по себе такой подход был нов по тому времени.
Кавказ, как магнит, притягивал к себе мастера. За первым путешествием последовали другие. На этой «волне» возникли и иллюстрации к «Казакам» Толстого. Художник писал об одной из своих поездок — «Ездил две недели в Дагестан, вернее на Терек... Без мысли о Толстом станица не так интересна». Это конкретное ощущение жизненного материала сделало его иллюстрации внутренне масштабными, значительными.
Чтобы передать атмосферу толстовских повестей, Лансере часто прибегает к сопоставлению чувств человека с пейзажем, суровым и романтичным. Он видит их слияние. Художник любит давать в книге портреты, законченные, как живописные произведения, сложные по разработке характеров. Эти его циклы можно назвать героико-романтическими.
Как отмечал А. Бенуа: «Слишком огромно искусство Толстого чтобы вообще допускать какие-либо сравнения и тем значительнее то, что рисунки Лансере сохраняют рядом со всей толстовской колоссальностью и свою значительность, свою прелесть, что они не только дают тонкую и точную «справку по сценарию» и рисуют типы действующих лиц, но, кроме того, складываются в самостоятельную песнь, прекрасно ввязывающуюся в могучую музыку Толстого...»
Все 1920-е годы Лансере прожил на Кавказе. Он преподавал в Тбилисской Академии художеств, по-прежнему много ездил, занимался графикой и монументальным искусством. И переезд его в 1932 году в Москву был связан именно с работой над монументальными росписями. Как ни противоположны иллюстрация в книге и монументально-декоративное произведение, мы видим общность метода Лансере. Заканчивая росписи на Казанском вокзале, делая эскизы панно для станции метро «Комсомольская» или плафон с мотивами веселого праздничного маскарада для гостиницы «Москва», он также стремился к значительности характеров, психологической обоснованности асе-го происходящего, как и при воплощении образов литературных. Лансере стремился «ухватить» обыденное, живое движение, как бы рисуя объемные композиции цветом, добиваясь «качества благородной монументальности». При известных просчетах, вызванных отчасти и самим орнаментально-декоративным характером архитектуры 1930-х годов, его композиции выделяются определенностью мысли, цельностью построения. Декоративные задачи никогда не заслоняют в них содержание. Все это сделало монументальные работы Лансере заметным явлением в искусстве.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1975 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.