Из всех видов изобразительного искусства XVIII — середины XIX века наиболее распространенным была, пожалуй, гравюра. Однако в большинстве случаев она имела значение прикладной репродукционной техники. Воспроизведение наиболее значительных и популярных картин, портретов, рисунков, исполнение виньеток, концовок для разного рода альманахов и художественных изданий — вот поле деятельности гравера. Резцовая гравюра и офорт достигли к тому времени технического совершенства, и усилия художников-граверов сосредоточивались на стремлении возможно точнее выразить особенности рисунка и манеры воспроизводимой работы. Изобретение дагерротипа, развитие литографии и цинкографии свело на нет эту задачу гравировального искусства, и оно пришло в упадок с развитием механических способов репродуцирования, более точных и дешевых.
Этот процесс, начавшийся в середине XIX века и затронувший многих мастеров, происходил на глазах Федора Ивановича Иордана, художника, чье имя стало воплощением представления о классическом типе гравера.
Иордан родился в семье придворного обойного мастера И. Ф. Иордана, немца, приглашенного в числе многих других ремесленников для работы в Павловске. Девяти лет мальчик был отдан для обучения в петербургскую Академию художеств. В «Записках», которые Иордан написал, будучи уже глубоким стариком, он вспоминает тяжелую полуголодную жизнь первых лет учения, жестокость недалеких учителей и надзирателей, слабое преподавание как общих, так и специальных предметов. Положение в Академии изменилось с назначением на пост ректора просвещенного и широкообразованного А. Н. Оленина, при котором улучшилось и преподавание, и содержание воспитанников. В 1819 году Иордана переводят в класс Уткина — весьма значительного русского гравера — ив нем пробуждается интерес к предмету. Природные способности и усердные занятия довольно быстро превратили Иордана, одного из последних учеников, в умелого и способного гравера. В 1824 году Иордан получает на академическом конкурсе 2-ю золотую медаль за гравюру с картины П. Соколова «Меркурий усыпляет Аргуса». В 1827 году, снова приняв участие в конкурсе, он получает 1-ю золотую медаль за гравюру с картины А. П. Лосенко «Умирающий Авель», что дает ему право на заграничную поездку в качестве пенсионера Академии художеств. Иордан покидал Академию, не только обладая значительной граверной техникой, но имея и солидную подготовку в рисунке.
За границей Иордан работал в мастерских известных и признанных художников — у Ришома в Париже и у Раймбаха и Дж. Робинсона в Лондоне, куда он вынужден был переехать вследствие приказа царского правительства всем русским покинуть Францию после июльской революции 1830 года.
Заканчивая свою пенсионерскую поездку, Иордан прибывает в Италию, в Рим, где он намеревается выполнить работу, которая послужила бы итогом заграничного обучения, явилась бы свидетельством зрелости мастера. После долгих колебаний Иордан, по настоятельному совету Карла Брюллова, останавливается на «Преображении» Рафаэля.
Его смущает известность этой картины, почитавшейся за идеал многими поколениями классицистов, сложность работы — предыдущие попытки искусных и опытных граверов нельзя было назвать удачными. Тем не менее, ободряемый друзьями, среди которых были Н. В. Гоголь и А. А. Иванов, работавший в то же время над своей прославленной картиной «Явление Христа народу», Иордан берется за этот труд, ставший основным в его жизни. Работа над гравированием «Преображения», потребовавшая пятнадцати лет кропотливого и напряженного труда, мастерства и терпения, стала символом трудолюбия и настойчивости в достижении цели. Полтора года ушло у Иордана на подготовку только карандашного рисунка, мастерски им выполненного и высоко оцененного А. А. Ивановым, писавшим в одном из писем, что Иордан «сквозь свой рисунок «Преображения» глядит в свое бессмертие». Приготовленная для гравирования огромная медная доска весом в полтора пуда привела в ужас хозяина иордановской квартиры; за долгие годы работы вокруг этой доски на кирпичном полу мастерской оказалась протоптана дорожка. Многолетняя стоическая работа завершилась успехом и признанием. Н. В. Гоголь писал об Иордане: «Он всем пожертвовал для труда своего, труда убийственного, пожирающего годы и здоровье, и с таким совершенством исполнил свое дело, с каким не исполнял его ни один из граверов».
Как и предыдущие, эта работа выполнена в технике резцовой гравюры, которую Иордан предпочитал всем остальным, относясь с недоверием к офорту. И действительно, она как нельзя более подходила для гравировки произведений классицистической живописи, с их строгостью и четкостью форм и преобладанием контура. Но все же работы Иордана при всей тщательности исполнения страдают некоторой сухостью, однообразием штриха. Особое место в творчестве Иордана занимают портреты литераторов, актеров, деятелей культуры, среди которых — балерина Истомина, актер Каратыгин, Державин, Гоголь, Лермонтов, Белинский, Плетнев, Языков, основатель Московского университета и петербургской Академии художеств Шувалов, собиратель гравюр Ровинский. Интересен и портрет Рафаэля и Содомы, гравированный с фрагмента фрески Рафаэля «Афинская школа».
Свою долгую жизнь Федор Иванович Иордан закончил ректором Академии художеств, хранителем гравюр Эрмитажа, далекий, как и всегда, от бурных событий, потрясавших XIX век.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1975 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.