В 1761 году выдающийся французский просветитель Ж.-Ж. Руссо опубликовал роман в письмах «Юлия, или Новая Элоиза», положивший начало новому и прогрессивному для того времени течению во французской литературе — сентиментализму. Направленное против рафинированной аристократической культуры рококо, это произведение выдвигало идеал скромного, добропорядочного и чувствительного человека, представителя средних слоев общества, поэтизировало чистоту морально-нравственных устоев третьего сословия.
В том же году в парижском Салоне была выставлена небольшая картина «Деревенская помолвка». В ней эпизод провинциальной жизни послужил художнику предлогом для прославления добрых нравов буржуазной семьи, передачи «необыкновенного движения души» престарелого отца семейства, умиления, испытываемого при этом домочадцами. Художник как бы инсценирует финал нравоучительной истории, иллюстрирует положительные этические идеи. Автором этого полотна, восторженно принятого буржуазной публикой, был Жан-Батист Грёз.
Двадцати лет от роду сын каменщика из городка Турню в Бургундии поступил в обучение к лионскому художнику Шарлю Грондону — незначительному живописцу, более озабоченному количеством, нежели качеством произведений, выходивших из стен его мастерской. Около 1750 года Грёз приехал в Париж, где поступил в живописные классы Королевской Академии художеств; спустя пять лет за картину «Обманутый слепец» он получает звание «причисленного» к Академии. Особую известность молодому художнику принесла другая картина, выставленная в 1755 году в Салоне, — «Отец семейства, читающий Библию», в которой наиболее четко были сформулированы основные принципы морализирующего жанра. В том же году, следуя традиции многих поколений художников, Грёз едет в Италию. Впрочем, памятники античного искусства интересуют его там мало. Пробыв в Италии около года, Грёз возвращается в Париж и привозит с собой сценки из итальянской народной жизни. Работы этого рода появились в Салоне 1757 года; рядом с ними были помещены два изображения грациозно-томных женских головок, сразу же получившие широкую популярность среди знатных заказчиков. Разрабатывая понравившийся мотив, Грёз создает впоследствии множество приторно-слащавых композиций, подобных «Девушке, оплакивающей мертвую птичку» или «Разбитому кувшину».
Стремление «...изобличать порок и представлять добродетель в таком дивном сиянии, чтобы привлечь к ней всеобщее уважение и почтение», как говорил драматург Филипп Детуш в предисловии к комедии «Гордец», находит свое воплощение и в последующем творчестве Грёза — в его картинах «Паралитик, или Плоды хорошего воспитания» (1763) и «Балованное дитя» (1765). Прославление нравственных достоинств третьего сословия в эти годы, как было сказано, являлось прогрессивным явлением общественной и художественной жизни. Но вместе с тем в произведениях Грёза отразились и слабые стороны эстетики просветителей, чрезмерно идеализировавших моральные нормы буржуа.
Характерно, что Грёз выполнил для своих картин десятки подготовительных рисунков с натуры, поражающих жизненностью и убедительностью человеческих типов, естественностью поз и мимики, реальностью обстановки. Он оставил множество живых зарисовок парижских торговок, ремесленников, нищих. Однако в его станковых картинах персонажи поставлены в эффектные позы, нищенские лохмотья превращаются в живописные драпировки, фигуры и лица теряют свою конкретность, становясь ходульными формулами добродетели или порока. Грёз выступает в этих работах, прежде всего как рассказчик, подробно иллюстрирующий ту или иную назидательную идею.
Более объективен Грёз в портретах, главным образом в портретах близких, хорошо знакомых ему людей. Но и здесь он бывает чаще рассказчиком, тонко подмечающим и фиксирующим характерные черты внешнего облика модели, но не раскрывающим ее интимно-эмоциональную жизнь. Среди портретов работы Грёза наиболее интересен островыразительный портрет гравера И. Г. Вилля (1765).
Морализирующие картины Грёза, посвященные людям третьего сословия, пришлись не по вкусу консервативно настроенному руководству Академии. В 1767 ему запрещают участвовать в Салонах, мотивируя это тем обстоятельством, что художник в течение двенадцати лет так и не представил произведения, дающего право быть академиком. Грёз пишет историческое полотно «Север и Каракалла» (1769), в котором как бы стремится возвести в ранг исторического жанра столь обычный для его творчества рассказ о добродетельном отце и порочном сыне. В этой картине ощутим и гражданственный мотив — осуждение дурного правителя. Несмотря на протесты главы. Королевской Академии престарелого Ф. Буше, Грёз был все-таки принят в число академиков, но лишь как «живописец жанра», что по академическим понятиям расценивалось гораздо ниже звания «исторический живописец». Решение Академии вызвало возмущение Дидро и глубокую обиду самого Грёза, который с этого времени вообще перестал посылать свои произведения в парижский Салон (последний раз он выступил в Салоне в 1800, когда Академия была уже упразднена). Однако подлинная трагедия позднего творчества Греза состояла не в этом. К этому времени ведущим направлением французской живописи стал революционный классицизм во главе с Ж-Л. Давидом, утверждавшим общественные и гражданские функции искусства, идеал художника-борца, идеи «свободы, равенства и братства». Время Грёза прошло безвозвратно. Утратив всякую популярность, лишившись всего своего состояния в эпоху Французской буржуазной революции, он умер одиноким и забытым современниками.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1975 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.