Владимир Иванович Немирович-Данченко как-то писал: «Дмитриев до сих пор недооценен... как театральный художник, он талант громадный, — да, да, громадный, не желаю преуменьшать значение этого слова». Действительно, Владимир Владимирович Дмитриев — один из крупнейших мастеров советского декорационного искусства. С его именем связано очень много значительнейших событий в истории нашего театра. В театре полностью раскрылось своеобразие его художественной личности.
Дмитриев родился в Москве, но вскоре семья (его мать была актрисой) перебралась в Петербург. С юных лет театр прочно вошел в его жизнь. Он посещал частную художественную школу Званцевой, учился в Академии художеств у К. Петрова-Водкина, а наряду с этим посещал занятия Студии на Бородинской у Вс. Мейерхольда и принимал как актер участие в спектаклях студии. Когда Вс. Мейерхольд в 1920 году ставил «Зори» Э. Верхарна, то в качестве художника он пригласил никому еще не известного Дмитриева, оформившего в то время всего несколько спектаклей. Дмитриев оформил сцену в духе отвлеченных композиций из реальных материалов. Мейерхольду хотелось, чтобы декорация ничем не напоминала прежнее роскошное убранство сцены и существовала бы как некий монументальный фон для героико-символического представления. И надо сказать, что молодой Дмитриев точно реализовал все пожелания режиссера, хотя сама работа не отвечала характеру художника. Как вспоминал кинорежиссер С. Юткевич: «Сочетание рассеченных дисков, натянутых канатов и треугольников вдруг придавало какое-то космическое дыхание всему происходящему на сцене, и возникало то ощущение катаклизма, катастрофы, сейсмических встрясок, тот образ искаженной земной коры, который сопутствует великим потрясениям и грозным социальным конфликтам».
В двадцатые годы Дмитриев много экспериментировал. Искания станкового изобразительного, искусства он проверял на сцене. В его декорациях часто встречаются гротеск, неожиданные сопоставления, фантастические детали. Часто, работая в опере, он как бы из чувства противоречия, отрицания прежней пышной «мишуры» предлагал решения неожиданно простые, лаконичные. Великолепным чувством пластики отмечены его оформления балетов. Художник очень строг, можно сказать, скуп в выборе выразительных средств, видя сценическую среду в контрасте с пластикой актеров.
Дмитриев завоевал славу в двадцатые годы. Артистичный, неистощимый на выдумки, естественно театральный в замыслах, он своими работами во многом определял лицо ленинградской школы декорации после мирискуснической поры. Но Дмитриев в равной, если не в большей степени и художник тридцатых годов. Именно тогда, пожалуй, раскрылся по-настоящему его талант. Он работал по-прежнему во многих театрах, но наиболее примечательные его произведения связаны с оформлением русской классики и участием в создании спектаклей Московского Художественного театра. «Воскресение» (1930), «Враги» (1935), «Анна Каренина» (1937), «Три сестры» (1940), каждая из этих работ может служить школой для театрального художника. «Анна Каренина» решалась предельно скупо в сукнах. Синий бархат, в который «вписывались» необходимые изобразительные детали, как бы подчеркивал мертвую холодность аристократической среды, бездушность окружения героини. В финале «Трех сестер» при повороте круга дом Прозоровых почти исчезал со сцены, и взору зрителей неожиданно открывалась светлая березовая аллея, словно аккомпанировавшая тому настроению светлой печали, которым был пронизан спектакль, поставленный Немировичем-Данченко. В эскизах к «Бесприданнице» всегда поражает острое, щемящее, «романсное» чувство тоски в интерьерах и пейзажах. Именно таким виделся Дмитриеву возможный в будущем спектакль.
Он был лириком и психологом одновременно. Дмитриев многому научился у русской классической литературы, понял ее социальную природу и глубокую человечность. Но он чурался литературных, прямолинейных «ходов», лобовых сопоставлений. Он всегда искал пластический эквивалент мысли. Вот представленный, как на показ в анатомическом театре, дом семьи Булычовых в разрезе («Егор Булычов», 1932). Видны все закоулки и комнаты сразу. И в самих придавленных пропорциях, суматошном мельтешении перегородок, лестниц и лесенок ощущается тяжесть атмосферы этого жилья... Дмитриев умел проникнуться настроением пьесы, ее ритмом, мыслями и ненавязчиво, умно и тонко воплощал это в декорациях.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1975 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.