Силован Якимович Какабадзе — один из старейших мастеров грузинской советской скульптуры. В юности он работал рабочим-механиком. Установление в Грузии советской власти помогло Какабадзе найти свое подлинное призвание и осуществить мечту стать художником. В 20-е годы в Грузии шла бурная созидательная работа в области экономики я культуры, в частности, была основана Академия художеств — первое в республике высшее художественное учебное заведение. Одновременно возникали и другие школы и студии, порожденные стремлением широких народных масс овладеть основами профессионального художественного творчества.
Особой любовью и популярностью пользовалась студия, возглавляемая Моисеем Тоидзе, широко открывшая двери народным талантам. В студию принимали вне зависимости от общеобразовательного ценза рабочих, служащих, крестьян, словом всех, кто любил искусство. Эту студию в свободное от работы время стал посещать и Какабадзе, увлекавшийся рисованием. В 1922 году Какабадзе поступает в Академию художеств, сначала на живописный, а затем на скульптурный факультет, где ему посчастливилось стать учеником основоположника грузинской скульптуры, впоследствии выдающегося советского мастера Я. И. Николадзе. Окончив Академию в 1930 году, Какабадзе возвращается в нее в 1932 году уже в качестве преподавателя, и вся дальнейшая педагогическая деятельность художника связана с Академией.
Творческий путь Какабадзе — это нелегкий, но плодотворный путь творческого совершенствования, овладения спецификой и образным языком пластики. Центральное место в его творчестве 30-х годов занимал портрет. Годы Великой Отечественной войны насыщают искусство Какабадзе драматическим содержанием. Он исполняет портреты маршала Жукова, летчика Панкратова, а также большую скульптурную композицию «Партизаны» и другие работы патриотического звучания.
В послевоенные годы Какабадзе работает также преимущественно над портретом. Он значительно расширяет круг портретируемых, много работает с натуры, ищет новые средства пластической выразительности. Эти поиски дают о себе знать в живом, непосредственном по характеристике портрете поэта Галактиона Табидзе (1947) и в портрете выдающегося общественного деятеля и литератора XVII века, автора сборника
остроумных басен «Мудрость лжи» Сулхан-Саба Орбелиани (1947). Изображение Орбелиани как бы возникает из естественной массы камня. Сопоставляя беспокойную фактуру каменной глыбы основания с плавными, текучими линиями прядей волос и бороды, с чистой гладью лица, озаренного взглядом глаз, внимательно смотрящих из-под густых нависших бровей, скульптор достигает выразительности и декоративности решения.
Подлинное творческое волнение вложил Какабадзе в портрет академика И. Бериташвили (1955). В образе Бериташвили как бы слились молодость духа выдающегося советского ученого и его красивая мудрая старость. В глубоких складках, пересекающих крутой лоб, в чуть уставшем взгляде видна трудная судьба человека, отдавшего свою жизнь науке. Но притаившаяся в углах рта улыбка, лукавые морщинки у глаз придают облику ученого оттенок сердечности и добродушия. Выразителен и образ героя гражданской войны Нестора Каландарашвили, воплощенный скульптором в гипсе (1961) и мраморе (1967). Выраженные в облике Каландарашвили воля и благородство вносят в портрет эмоциональное романтическое начало. Работы скульптора 60-х годов свидетельствуют о стремлении разнообразить образные решения (сурово сдержанный портрет генерала Н. Т. Тавартквиладзе, 1964, лирико-поэтическое изображение Тинатин, 1966).
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1975 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.