На карте изобразительных искусств средневековую миниатюрную живопись разных национальных школ можно представить себе в виде обширного архипелага островов. Все они различны по очертаниям, каждый имеет свою флору и фауну, и жизнь протекает на каждом по-своему, они связаны между собой сообщением на парусных судах. Средневековая миниатюра возникла как искусство иллюстрирования рукописных книг. В христианском мире это искусство сосредоточивается на религиозных книгах: иллюстрируются Библия, Евангелия, книги псалмов, праздничные минеи и часословы, реже — хроники, сочинения научного плана по астрономии, медицине, ботанике. Миниатюра мусульманского мира также постоянно обращается к нескольким книгам, но это книги иные: героический эпос Фирдоуси «Шах-Наме», иллюстрированные своды которого дошли до нас непрерывным рядом с XIV по XVII век, «Хамсе» (сборник Пяти поэм) Низами, поэмы «Бустан» и «Гюлистан» Саади, книга стихов — «Диван» Хафиза, реже — космография Казвини, плутовской роман «Мукам» Харири, сборник басен «Калила и Димна», различные исторические сочинения. Как видим — книги исключительно светского содержания. И, тем не менее, есть сходство в облике святых из коптских или сирийских евангелий XII века и героев миниатюр арабо-месопотамской школы; китайский дракон с одинаковым успехом украшает страницы армянских и индийских рукописей; зеленоватые нимбы византийских святых вдруг обрамляют головы шейхов и принцев в миниатюрах иранской книжной живописи эпохи расцвета при Тимуридах, в XV веке.
Красивейший из цветущих островов «архипелага миниатюры»— Иран — отличался от всех, но, оказывается, был в курсе ценностей и достижений, которыми гордились соседи. Это было средоточие азиатского культурного мира. Не случайно Герат — наряду с Самаркандом и Бухарой ставший культурным центром тимуридского Ирана — называли «Афинами Востока».
Академия книжного искусства в Герате (ныне этот город находится на территории Афганистана) была основана при Шахрухе (1405—1447). Она стала центром сложения особого стиля миниатюрной живописи, «гератской школы миниатюры», центром обучения художников и создания многочисленных иллюстрированных рукописей, хранящихся ныне во всех крупнейших библиотеках и музеях мира. В Герате жил и работал величайший художник — Бехзад — звезда первой величины в блестящем созвездии живописцев этой эпохи, мастер, работы которого впоследствии сравнивали с работами Дюрера, Мемлинга и Гольбейна.
Бехзад — один из немногих художников средневековья, о которых говорят историки. Видимо, слава его была велика уже при жизни. С ранних лет он начал работать в Герате при дворе султана Хусейна Мирзы. Его учителем считают Пир Сеид Ахмеда из Тебриза. Бехзад возглавлял гератскую школу миниатюрной живописи, потом переехал в Тебриз. Хроники говорят о нем как о признанном главе живописцев, вплоть до 1535 года. Этот год считается годом смерти Бехзада.
Из манускриптов, иллюстрированных Бехзадом, известны 10, содержащие 90 миниатюр; есть также ряд рисунков и портреты, которые с полным основанием считаются исполненными его рукой. Первая работа Бехзада — миниатюры в «Софер-наме» («История Тимура») — относится к 1467 году. Зрелый период творчества характеризуют иллюстрированные списки «Хамсе» Низами и две рукописи конца XV века, хранящиеся в Ленинграде, в Публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина: это миниатюры к поэме Хосрова Дехлеви «Любовь Меджнуна и Лейлы». К последнему периоду относятся некоторые портреты (например, Султан-Хусейна) и отдельные листы миниатюр, вклеенные в более ранние рукописи «Хамсе» или в сборные альбомы персидской миниатюры, составленные любителями и коллекционерами уже в XVI—XVII веках.
Разглядывая миниатюры мастера Бехзада, понимаешь, в чем тайна его очарования, что создавало ему славу среди мастеров не меньшей силы и виртуозности, не худшей выучки. В условную схему средневековой персидской миниатюры, в сложившийся канон изображения людей, пейзажа и архитектурного окружения, в плоское, как ковер, цветовое решение каждого листа, где действие разворачивается вверх, не создавая глубины пространства, где совмещены и читаются, как сама поэма, события, идущие во времени друг за другом, Бехзад внес дыхание самой жизни, жар своей люб пи к героям романтических поэм, к красоте мира, к пестрому многолюдству и прозрачному воздуху Герата. Огромные платаны его миниатюр, персиковые деревья, цветущие за годом год на фоне вечно голубого неба, кипарисы, гордо стоящие за пестрыми фаянсовыми куполами, — это был реальный мир плоскогорий Ирана, с ярким солнцем и прохладными вечерами, вознаграждавшими за дневной зной и дающими силу для новой работы.
Легко представить себе комнату с побеленными стенами и низкий пюпитр, за которым сидел художник. На полу лежала желтая соломенная циновка, а в углу — немного подушек и ковер, расположиться на котором приглашались гости, поклонники его искусства. За домом был сад с большим бассейном спокойной воды. Густо росли деревья, цвели розы, зрели персики и виноградные гроздья свисали среди кустов. В таком окружении сидел Бехзад за работой изо дня в день, действуя кистью и пером, тоньше которых не употреблял никто ни раньше, ни после... Хроники утверждают, что когда в 1514 году шах Исмаил пошел войной на турок, он сказал: «Если бы я потерпел поражение и моя столица была бы взята неприятелем, я не хотел бы, чтобы попали в руки врагов Махмуд Нишапури — мой придворный каллиграф — и мастер Бехзад». Их заботливо укрыли, и первый вопрос после этого неудачного похода был: «Жив ли Бехзад?».
Прижизненное признание — не таксе уж частое явление в истории искусств, а главное — не всегда оно становится залогом подлинного бессмертия. Про мастера Бехзада можно сказать, что он был гордостью Ирана при жизни и остался живым по сегодняшний день.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1975 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.