О жизни и личности живописца Рогира ван дер Вейдена известно очень мало. Сведения столь незначительны, что еще недавно его произведения приписывали то Роже из Брюгге, то мастеру Мероде, то Рожеле де ла Пастюру из Турне. Положение осложнялось тем, что ван дер Вейден не любил подписывать свои картины. Многие вещи могут быть приписаны его кисти лишь с той или иной степенью достоверности. Однако есть небольшая группа произведений, причем лучших, где авторство Рогира точно установлено.
Вся артистическая карьера ван дер Вейдена, ее становление и расцвет связаны с Брюсселем, культурным и художественным центром южных Нидерландов. Здесь он прожил большую часть жизни, здесь женился, вырастил четырех детей, двое из которых «последствии тоже стали художниками. Уже с 1426 года Рогир известен в Брюсселе как «мастер живописи», а и 1436 году он становится официальным художником города, главным портретистом. Однако художественное образование Рогир получил в городе Турне, недалеко от Брюсселя, в мастерской Робера Кампена (так называемого Мастера из Флемаля), чей грубоватый «городской» стиль повлиял на ранние произведения художника. Но даже в них чувствуется самостоятельность ван дер Вейдена, его внутренняя независимость от таких крупных художников старшего поколения, как Ян ван Эйк и Робер Кампен.
Творчество Рогира ван дер Вейдена знаменует новый этап в развитии нидерландского искусства XV века, неразрывно связанный с предыдущим, но более близкий идеалам Возрождения. Если старшие современники Рогира стремятся в своих картинах охватить весь мир, отобразить человека и природу, слитых в универсуме, то Рогир, мыслящий как человек эпохи Ренессанса, ограничивает себя анализом человеческого существа. Это не значит, что он отбрасывает все «мировые» проблемы; он лишь смотрит па них через призму человеческой природы. У Рогира нет всепобеждающей веры итальянского художника в возможности человека, ощущающего себя центром вселенной, ему свойственно проникнутое религиозностью и мистикой мировоззрение северного художника. Также стилистически Рогир все дальше и дальше уходит от своих предшественников. Он как бы создает синтаксис нидерландского искусства, вводит в обиход художника движение, мимику, жест, характеризующие различные эмоциональные состояния, персонажи его картин, взаимодействуя друг с другом, связаны не только композиционно и сюжетно, но и духовно. Во многом этот сдвиг происходит за счет изменений палитры художника: колорит становится более холодным и высветленным, краски приближаются к реальным и получают большую эмоциональную и чувственную нагрузку. Практически Рогир достиг того же триумфа светоносности, что и Ян ван Эйк. Но в отличие от Яна с его радостным восприятием жизни, рогировские образы часто пронизаны трагическим ощущением действительности. Недаром в его алтарной картине «Страшный Суд» на весах в руках архангела Михаила перетягивает чаша с грешником, а не с праведником, как принято изображать по иконографической традиции. Это можно расценивать лишь как намек на несправедливость даже высшего суда, на несправедливость, главенствующую в мире.
Одна из лучших и наиболее характерных для Рогира работ зрелого периода — «Распятие» из музея Прадо в Мадриде. Это одна из наиболее рационально продуманных работ художника. Действие происходит здесь на фоне золотой стены. Но это не просто средневековый золотой фон, а именно стена, оставляющая узкое пространство для действия. Этим приемом художник хотел сосредоточить все внимание зрителей на происходящем событии, как бы изолировать его от внешнего мира, усилить драматизм. Здесь изображены люди, по-разному ведущие себя и по-разному реагирующие на происшедшую трагедию, но они объединены единым нравственным подъемом и духовным напряжением. Полный мистической красоты образ Христа звучит главным аккордом в тончайшем музыкальном ритме композиции. Яркие голубые, зелено-оливковые, фиолетовые, синие, красные и золотые цвета усиливают спиритуалистическое начало в картине.
После поездки в Италию в 1450 году ван дер Вейден создает серию алтарей. Лучшие из них — алтари со сценами «Рождества» (в музеях Мюнхена и Берлина). Совершенство образа человека и его единство с природой свидетельствуют о жизнеутверждающем начале в творчестве Рогира и его близости к жизни. Далевые пейзажи с цветущей растительностью и прозрачным воздухом уводят нас в мир гармонии, напоминающий «золотой век». А спокойные композиции, в которых действие происходит или среди живописных развалин, или среди фантастической архитектуры, превращают евангельское повествование в идеализированное реальное событие, полное поэзии.
Из всего творческого наследия мастера до нас дошло больше всего портретов. Рогир писал городских жителей, герцогских придворных (канцлера Роллена, министра финансов Бладелена, а будучи в Италии — итальянских принцев) и своих близких. К сожалению, не сохранилось изображения самого художника, но известно, что в свое время он написал автопортрет. В портрете Рогир придерживался традиционной схемы: погрудное изображение в трехчетвертном повороте. Но, несмотря на композиционное однообразие, в портретах проявилась свойственная художнику любовь к анализу человеческой личности. Его персонажи полны сознания своего достоинства и даже некоторой импозантности, внутренне утонченны, изящны и благородны. Умение раскрыть духовное богатство каждого индивидуума, острые психологические и формальные характеристики, интерес к сильным и интеллектуально развитым личностям, а также исключительные художественные качества портретов — все это свидетельствует о том, что ван дер Вейден постоянно двигался вперед в своем развитии, ставил для себя все новые и новые художественные проблемы и разрешал их по-новому, часто не считаясь с традиционными схемами. Недаром его считают одним из представителей ренессансного искусства в его северном варианте.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1975 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.