Многое из увиденного навсегда остается в памяти человека, посетившего столицу Армении — Ереван, но особенно сильное впечатление производит панорама города, расположенного в котловине, его розовые и дымчато-серые каменные здания, монументы, стоящие на площадях и в парках, фонтаны, родники, обелиски.
Архитектура и скульптура — в Армении эти виды искусства всегда шли об руку: монументальный рельеф метил стены и купола средневековых храмов, пространство диктовало формы и конструкции зданиям и скульптурам. Они роднились с каменной страной, с ее скалами и солнцем, с ее историей...
Среди памятников столицы Армении есть три, автором которых был Сурен Ленонович Степанян, замечательный скульптор, чья творческая жизнь прошла в этом городе и оставила на его облике неизгладимый след. Это бюст-обелиск Азизбекова. одного из двадцати шести легендарных бакинских комиссаров (1930), памятник герою-комсомольцу Гука су Гукасяну (1934), установленный перед зданием университетской обсерватории, и памятник Хачатуру Абовяну (1952) на круглой площади, завершившей городской проспект имени поэта просветителя. Кроме того, Степапян создал рельефы на центральных зданиях Еревана — Доме правительства и Оперном театре, выстроенных по проекту архитектора Александра Таманяна, создателя генерального плана города и его наиболее интересных, ставших классическими, сооружений. Декоративные решения, данные в этих рельефах скульптором, были впоследствии развиты в архитектурной практике и обусловили во многом своеобразие армянского зодчества.
Творчество Сурепа Степаняна не только определило когда-то первые шаги армянской советской скульптуры, сформировало ее ведущие черты, но и осталось по сей день живым и волнующим Причин для этого много. Одна из них — уже отмеченная «архитектурность» пластических решений, ориентировка скульптуры на пространство города. Работам скульптора присущи простота и высокий героический стиль, который в одинаковой мере важен и в памятнике деятелю прошлого и в мемориале современнику. Другая причина - полное отсутствие искусственной парадности в монументальных решениях, искренность образов.
Монументальные и декоративные произведения Степаняна не заслоняют достоинств его портретных работ. Начиная с мраморного портрета жены (1935). через прекрасные изображения деятелей культуры, созданные в годы Великой Отечественной войны, к портретам 60-х годов — «Задумавшаяся», «Студентка» — идет непрерывная линия. Всю жизнь скульптор стремился сохранить в бронзе и камне образы людей, художником, его сердцем, его своей духовной значительностью и красотой. Он создал портретную галерею современников, но современников, выбранных самим художником, его сердцем, его безошибочным чутьем на человеческое в человеке. Таков и «Портрет девушки» (1963) изображающий погруженного в свои мысли человека. От этой скульптуры веет» молодостью и добротой, но существу, это портрет «молодости и доброты». Как нельзя лучше к трактовке образа подходит материал скульптуры — светлое дерево. Узор древесных волокон на лице и волосах девушки создает особую живость, движение цвета, дополнительную поэтическую ассоциацию. Следует отметить, что Степанян вообще умел использовать метафору, скрытую в материалах: твердый камень, звенящая ковкая бронза, живые сплетения дерева раскрывали зрителю содержание портретов, скульптурных групп, памятников. В самой форме, в пластике отражен жест ваятеля, мы видим меру сопротивления материала резцу, каждый сантиметр формы говорит за себя и «работает» на замысел.
Памятник, декоративный рельеф на здании, портрет не исчерпывали творческого диапазона мастера. Как передать в скульптуре важнейшие события нашего времени, приведшие в движение массы людей? Музыкант в этом случае обращается к оратории, а писатель — к многоголосью драмы. Многофигурные композиции Степаняна, такие, как «Смерть Липарита Мхчана» (1935), «Октябрь» (1942), пронизанные динамикой, порывом, как бы овеянные воздухом революционных лет, были удивительно новы по форме. Хотя в истории скульптуры имеются развернутые изображения драматических событий — от деревянных «Оплакиваний» средневековья до роденовских «Граждан Кале» — для нашей скульптурной школы это были произведения глубоко новаторские и оригинальные.
В течение многих лет — со дня основания в Ереване в 1945 году Художественно-театрального института и до самой смерти — Степанян был профессором скульптуры. Многие современные мастера в Армении считают себя его учениками. И характерно, что воспоминания о полученных уроках мастерства всегда сочетаются с воспоминаниями и о другом уроке, который скульптор давал окружающим, — это был урок доброжелательности, открытости благородным душевным порывам, урок любви к людям.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1971 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.