В 30-е годы XVII века в Риме образовалась небольшая колония французских художников. Разные судьбы привели их в Вечный Город. Одних привлекала сама атмосфера тогдашнего центра художественной культуры — атмосфера, насыщенная искусством и воспоминаниями античности. Другие приехали поучиться у прославленных живописцев и скульпторов. Некоторых гнали из Франции превратности междоусобных войн, а иные просто спасались от правосудия.
В этом довольно пестром и темном обществе некоронованным королем был Никола Пуссен. Высокообразованный, обладающий философским складом ума и возвышенными нравственными принципами, Пуссен выделялся из своей среды не только огромным живописным талантом, но и свободомыслием и независимостью. Он сумел добиться уважения и «сильных мира сего» и своих прославленных коллег (таких, например, как Бернини), не говоря уже о французских собратьях. Скромный дом Пуссена на Пинчио был своего рода духовным центром, к которому тяготели художники более молодого поколения.
В 1630 году Пуссен женился на Анне-Марии Дюге, дочери француза и итальянки. Братья жены, Гаспар и Жан, стали его учениками.
Пуссен рано распознал талант Гаспара, у которого любовь к искусству сочеталась со страстью к охоте. Он поощрял интерес ученика к природе, готовя из него мастера пейзажной живописи, которой сам занимался не очень много.
Дюге оказался способным учеником. Он работал легко и много (за день он мог написать довольно большую картину), иногда подражая стилю учителя, но чаще по-своему перерабатывая его уроки. Излюбленный жанр Дюге — это декоративный пейзаж. Многие виллы и дворцы римской знати украшены его картинами, сделанными специально для данного помещения и связанными с архитектурой.
Особенно знаменит цикл из двадцати колоссальных пейзажей для главного зала дворца Дориа-Памфили в Риме. В середине XVII века дворец заново отделывался, и картины Дюге были задуманы как часть общего оформления. Своей строгой композицией они подчеркивали архитектурные особенности интерьера, внося в него вместе с тем намек на природу, на пространство, на вольный воздух. Страсть Дюге к пейзажу была так велика, что даже в церковных росписях он выбирает сюжеты, позволяющие ему продемонстрировать свое умение изображать природу.
Пейзажи Дюге являются типичными образцами пейзажа классицизма. Художник строит композицию по определенным и очень строгим правилам: на первом плане, как на просцениуме, развертывается сюжетное действие, второй план строится по принципу кулис, где купы деревьев или античные руины составляют обрамление для окрашенной в голубые тона дали третьего плана.
Подобное построение придавало композиции упорядоченность, некую благородную стилизованность, стройность. Однако, используя эту схему, каждый художник давал свой собственный образ природы — лирический, размеренно торжественный или героический.
Природа у Дюге драматична. Он предпочитает ее крайние состояния — грозу, бурю — и особую зрелищность самого ландшафта. Горные пики, водопады, скалы, дремучие леса — вот постоянные мотивы его творчества («Гористый пейзаж»). Художник умеет извлечь из них драматический эффект, создать приподнятое, взволнованное настроение. Он обобщает отдельные наблюдения и группирует их в соответствии с общим эмоциональным замыслом картины. В этом чувствуются отголоски идей Пуссена с его концепцией героического, эмоционально насыщенного пейзажа.
Описание одной своей картины, сделанное Пуссеном, кажется вполне приложимым к творчеству Дюге: «Я попытался изобразить непогоду и как только мог лучше передать действия, которые вызывают сильный ветер и воздух, полный сумрака, дождя, блеска молнии, сверкающей то здесь, то там, возбуждая общее смятение». Совпадение это не случайно. Дюге успешно развил некоторые стороны творчества своего учителя, хотя философская глубина искусства Пуссена осталась ему недоступной. Тем не менее, близость этих двух мастеров классического пейзажа несомненна.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1971 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.