В 1710 году в Мейссене, в Саксонии, была устроена первая в Европе фарфоровая мануфактура. До тех пор европейцы знали только китайский и японский фарфор, который ценился на вес золота и служил украшением лишь королевских сокровищниц. Открытие «китайского секрета» могло стать источником баснослоеного обогащения. Поэтому производство фарфора было окутано строжайшей тайной. Изобретатель фарфоровой массы Бетгер жил при дворе саксонского герцога в качестве почетного пленника, а мастера, работавшие на мануфактуре, не могли оставить ее под страхом смерти. Первоначально фарфор Мейссена был одноцветным — из красной, а потом из белой массы. Разработка художником Херольдом технологии подглазурной росписи и особых эмалевых красок позволила выпускать изделия с многокрасочной росписью — сначала как подражание китайским образцам, а затем и с оригинальным рисунком. Но свою всемирную славу (сохраняющуюся вплоть до наших дней) саксонский фарфор завоевал с приходом на мануфактуру скульптора и модельера Кендлера.
Иоганн-Иоахим Кендлер родился в семье сельского священника. Он получил начатки классического образования и приобрел тот вкус к античному искусству, который позднее восхищал в его творчестве современников.
В 1723 году мы видим его уже в Дрездене — учеником придворного скульптора, принимающим участие в строительстве и украшении Цвингера. Работа молодого скульптора понравилась герцогу Августу Сильному, и в 1731 году Кендлер получил доступ на Мейссенскую мануфактуру, с которой был связан всю свою дальнейшую жизнь.
Первым его заданием было изготовление скульптурных моделей для фарфоровых украшений «Японского дворца» — увеселительного павильона, убранного по моде того времени в «восточном вкусе». В этой работе Кендлер отказывается от традиционной «китайщины». Он делает большие (высотой около метра) фигуры животных и птиц — совы, чайки с рыбой в клюве, орла, распростершего крылья, — в которых проявились его наблюдательность и тонкое чувство материала.
«Из фарфора можно сделать все, что угодно», — говорил скульптор, и как бы в доказательство этой мысли стал выпускать одну за другой уникальные модели, в которых он демонстрировал огромные возможности техники. Это большие скульптурные группы, гигантские декоративные вазы, украшенные рельефом, модели памятников и огромное (трехметровой высоты) зеркало с фигурами и консолями, которое Кендлер сделал для короля Людовика XV и самолично доставил в Париж.
Но не эти уникальные вещи составили славу Кендлера. Лучшие его достижения лежат в области, так сказать, массового производства. Это мелкая пластика и посуда, которые сразу вспоминаются, когда речь заходит о мейссенском фарфоре. Здесь Кендлер в полном смысле слова основоположник и реформатор. Его модели, расписанные Херольдом (с которым у него после долгого соперничества и борьбы установился тесный творческий контакт), оказали решительное влияние на развитие фарфорового производства во всей Европе.
Кендлер сумел придать бытовым предметам пластический образ, полный живой выразительности. Он использует природные формы, изобретает новые орнаменты, сочетает роспись с рельефом. Мейссенская мануфактура впервые начала выпускать сервизы в едином стиле, в которых функционализм формы сочетался с эффектной декоративностью.
Наиболее знаменитым был так называемый «Лебединый сервиз», сделанный Кендлером в 1737— 1741 годах для графа Брюля. Этот сервиз открыл художнику путь в раскрашенную фарфоровую пластику. Первоначально его небольшие фигурки были столовым украшением, дополнением к сервизам. Постепенно они получили вполне самостоятельное значение.
Фарфоровые пастушки, турки, арлекины и прочее стали в наших глазах воплощением хрупкого и изысканного искусства рококо. В них воскресает пестрый и беззаботный мир. Темы статуэток Кендлера — это придворная жизнь с ее непрерывными развлечениями, балами, праздниками, маскарадами. Легкомысленные кавалеры и грациозные дамы в модных кринолинах или в маскарадных костюмах то скользят в танце, то развлекаются музыкой, то просто позируют, блистая красками своего наряда.
Даже жанровые типы — крестьяне, продавцы птиц, охотник с собакой и тому подобные — кажутся придворными, переодетыми в маскарадные костюмы — так они грациозны и изысканны. Среди фигурок Кендлера есть и портретные изображения, например, портрет Фребиха, шута Августа II.
Слава Кендлера была очень велика, тем не менее, после падения его покровителя графа Брюля в 1763 году Кендлер был отставлен от должности главного скульптора мейссенской мануфактуры.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1971 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.