Нидерландский художник, писатель и теоретик искусства Карель ван Мандер (XVI век) писал в «Книге о художниках», что «Гарлем... искони или, по крайней мере, уже с очень давнего времени славился весьма хорошими, если не самыми лучшими, живописцами во всех Нидерландах. Справедливость этого вполне подтверждается тем, что там жили... мастер Альберт ван Оуватер и Гертген тот Сент Яне, а к тому еще и Дирк из Гарлема, один из знаменитейших живописцев тех отдаленных времен». Развитие творчества Дирка Боутса связано не только с новыми религиозно-духовными движениями его времени, но и с оживлением нидерландского искусства, с появлением новых художественных задач, новых тем, новых интересов, и с творческой переработкой наследия старых мастеров. В самом деле, Боутс, с одной стороны, как бы завершает более чем полувековое развитие отечественного искусства, подытоживает опыт великих нидерландских гениев первого поколения (Яна ван Эйка, мастера из Флемаля), а с другой стороны — он один из первых художников, в творчестве которых звучат доселе незнакомые ноты. Начавшееся в эту пору не только культурное, но и территориальное разделение Нидерландов на северные (голландские) и южные (фламандские) области отразилось и на Боутсе: он стал выразителем тенденций северной живописной школы.
Боутс родился в Гарлеме, но большую часть жизни провел в Лувене, где в возрасте тридцати лет женился, а в возрасте пятидесяти занял почетное место официального художника города. Именно в это время он создает свои лучшие произведения, среди которых алтарь «Таинства причастия», написанный в 1464—1467 годах для лувенского братства «Святого причастия». Этот алтарь — одно из самых глубокомысленных и сложных произведений всего нидерландского искусства. Перед зрителем не просто изображение сцен из евангельской истории, а философско-теологическая система, выраженная средствами живописи. Она доступна для понимания лишь избранным людям, владеющим сложным языком религиозной символики, посвященным в скрытый теологический смысл каждого изображения. Ими и явились члены возникшей в то время религиозной секты «Нового благочестия» (ее «филиал» в Лувене — братство «Святого причастия»), главной целью, которой было нравственное и духовное совершенствование человеческой личности. Недаром художнику в его сложной работе помогали два профессора теологии. Видимо, они подсказали выбор темы и во многом помогли найти формальное решение алтарного образа.
Общая композиция центральной части алтаря, изображающая сцену тайной вечери, традиционна. За столом, имеющим форму трапеции, сидит Иисус Христос и апостолы. Фигура Христа — это смысловой и композиционный центр происходящего события. Сидящие справа и слева апостолы и более или менее симметричная планировка комнаты подчеркивают главенствующее местоположение фигуры Христа. Интересно отметить и других персонажей в картине. Это двое слуг, с любопытством выглядывающих из внутреннего бокового окошка, и стоящий справа от Христа человек. Его взгляд скромно опущен вниз, а руки сложены в молитвенном положении. Это так называемый донатор, то есть заказчик алтаря. К сожалению, мы больше ничего о нем не знаем; его сопричастность событию чисто внутренняя, он как бы незримо присутствует при таинстве.
Наибольшее внимание привлекает образ человека, который стоит справа у самой стены. Большинство исследователей предполагает, что это сам Дирк Боутс. В самом деле, в отличие от апостолов и Христа, чьи лица идеализированы, этот человек, как и донатор, вполне конкретен. Не только скромность одежд, характерных для простого художника, но и возраст персонажа свидетельствуют в пользу того, что это автопортрет Боутса. Облик этого человека говорит о том, что он принадлежит к людям творческого труда. Интересно, что его твердый, всепроникающий и немного грустный взгляд — единственный эмоциональный момент в картине. Если образы Христа и апостолов внешне производят впечатление некоторой бесчувственности, погруженности в себя, живут скорее внутренней, чем внешней жизнью, то художник изображает себя в состоянии эмоционального напряжения. По его лицу мы видим, что он грустит о предстоящей жертве Иисуса Христа, но и понимает ее неизбежность. А весь его облик производит впечатление необычной сдержанности и мудрости.
С замечательным мастерством и великолепным знанием законов научного видения передает Боутс перспективу. Уходящие от глаза наблюдателя доски потолка и глубинный пейзаж, горизонтали окон и дверей и разноцветный узор мозаичного пола создают иллюзию реального пространства. При помощи перспективы художник связывает всю многофигурную композицию в одно гармоничное целое. Даже такие детали, как металлический подсвечник на потолке, висящий в нише чайник, фрагменты городского пейзажа, видимые сквозь окна, и весь столь характерный для Голландии XV века интерьер подчинены единому композиционному ритму и все как бы движутся к центру, находят опору в фигуре Христа. Благодаря этому внешне простая обстановка и внешне скромное действие получают необыкновенное внутреннее напряжение, как электрический заряд.
Если мы обратим внимание на предметы, лежащие на столе, то нам бросится в глаза их ярко выраженная натюрмортная красота. Любовь к материальности и поразительное мастерство в передаче фактуры предмета (стоит только взглянуть, как выписаны одежды апостолов или стеклянные стаканы на столе) еще больше усиливают иллюзию реальности в картине. Всего этого Боутс достиг благодаря сложной живописной технике. Он не просто рабски копировал натуру, а преобразовывал ее своей виртуозной кистью. Он не просто раскрашивал отдельные части композиции, а писал при помощи теней, учитывал сочетание холодных и теплых тонов, стремился подчинить все единому колориту, а краскам придавал всю возможную чистоту, ясность и интенсивность. Именно поэтому Дирк Боутс смог, наравне с Яном ван Эйком, создать необыкновенные по своей правдивости картины, которым старинный поэт посвятил образные строки: «Теперь же сама природа, мать вселенной, воспроизведенная в твоих изображениях, боится, как бы ты не сделался, равен ей по искусству».
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1971 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.