Общение с великим русским художником Валентином Серовым сыграло примечательную роль в жизни Николая Павловича Ульянова. Вчерашний подмастерье в иконописной мастерской, он по совету и с помощью своего земляка художника В. Н. Мешкова поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где пробыл долго, больше десяти лет. Однако по собственному его признанию, он там «...вел праздную жизнь и мучился от сознания, что негде и не у кого учиться». Приход Серова в училище буквально спас Ульянова. Учитель и ученик подружились. В работах молодого художника, исполненных в 1902—1904 годах, влияние Серова сразу же заметно. Но дальше пути их довольно резко разошлись.
Ульянова заинтересовали новые открытия в искусстве. Он сблизился с кругом художников из «Голубой розы», группировавшихся вокруг журналов «Весы» и «Золотое руно», но его фигура стоит достаточно одиноко в пестром и разноречивом искусстве предреволюционной поры.
Поездка, в Италию была для него праздником души. Он не подражал итальянцам, и все же именно Италия заставила его увидеть по-новому русский пейзаж, понять его эпический строй и иначе подойти к проблеме изображения человека. Ульянов хочет увидеть в современном — вечное и в вечном — современное. Работая без поспешности и суеты, постоянно анализируя сделанное, добивался он намеченной цели — внутренней содержательности формы, глубины образов.
Ульянов владел широким творческим диапазоном и успешно выступал в разных областях искусства, обладая при этом ценным чувством особости работы в каждой из них. В живописи он прибегал к повышенной звучности цвета, писал, если требовалось, широко, декоративно. В рисунке делал акцент на эмоциональности линии, живости се движения, так естественно возникающего из небытия листа. В его работах фантастика вторгалась в реальность, как, скажем, в картине «Парижские витрины» — художник показал здесь торговые манекены, но в то же время их можно воспринять как людей, превратившихся в бездушные автоматы под обезличивающим воздействием цивилизации начала индустриального века.
Ульянов любил жанр воображаемого портрета, портрета по представлению. В 30-е и 40-е годы это увлечение, естественно, привело его к историческому портрету (портреты Пушкина, Лермонтова) и исторической картине («Лористон в ставке Кутузова» 1945). Но в первую очередь он был незаурядным мастером портрета в привычном смысле слова. Портреты графические и живописные как-то особо цепко схватывают «ведущую идею» характера, умонастроение человека. Замкнутость ушедшего в себя Б. Зайцева, таинственная боязливость Вяч. Иванова, земная простота А. Н. Толстого — он к каждому подбирал свой «ключ». В ряде произведений Ульянов создал портреты-картины («О. Л. Книппер - Чехова в роли Раневской из «Вишневого сада»).
Графике Ульянова свойственны строгий рисунок, чистота формы, плавная музыкальная речь и аналитизм исследователя, динамичность ритмов, пространственные сдвиги, порой деформация. Мастерство художника получило признание со стороны весьма педантичных ревнителей традиционности, и в то же время письма итальянских футуристов свидетельствуют о близости им попытки художника передать стремительность движения в картине «Качели». Критика в некотором недоумении. «Кто же Ульянов? — классик, кубист, внимательный психолог, мрачный фантазер или примирительный идиллик?» Ульянова не волновало, что его искусство воспринимается столь разнообразно. Моду он никогда не отождествлял с современным и стремился к синтетичности художественного языка, обусловленного конкретной внутренней целью работы. Ульянов любил сцену, и хотя оформленных им спектаклей насчитывается немного, но зато это были работы со Станиславским и Мейерхольдом. Со Станиславским Ульянов придумал простое и умное, чрезвычайно близкое своей сдержанностью пьесе оформление к «Дням Турбиных» М. Булгакова. Вс. Мейерхольд пригласил художника, когда ставил «Горе от ума» по Грибоедову. Ульянов сделал эскизы костюмов. Он писал: «Какое пестрое зрелище могла дать Москва всякому любопытствующему человеку. Ко всему, чем снабжал Париж, к его фасонам и покроям платья, прилагалось еще местное, что-то «от себя»: свои выдумки, свои пятна, сгущавшие принятый на веру чужеземный стиль... Некая московская гримаса уже проскальзывает в орнаменте лиц и одежды, создавая интереснейший художественный парадокс». Опять двойственность, так любимая Ульяновым, и оттого столь увлечен он был постановкой. Костюмы, придуманные Ульяновым, смотрелись четко и контрастно в свободном пространстве сцены. Спектакль — острый социальный гротеск — обретал черты определенной исторической эпохи...
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1971 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.