Фигура Адриана Броувера — художника, на первый взгляд однообразного и несамостоятельного, при ближайшем рассмотрении оказывается исключительно самобытной. В чем же его своеобразие? Броувера часто называют фламандским художником, по это не совсем справедливо. Он, действительно, был фламандцем по происхождению, но учился в Голландии, в мастерской известного
живописца Франса Хальса и провел свою молодость в голландских городах, главным образом, в Амстердаме.
В 1631 году по неизвестным причинам Броувер вернулся в Антверпен и уже больше не покидал Фландрии. Художник соединил в своем творчестве характерные черты голландского и фламандского искусства, совместил их в едином неподражаемом сочетании. Поэтому его трудно отнести к какой-нибудь конкретной школе живописи.
Жизнь Адриана Броувера, как и его искусство, необычна и полна самых неожиданных событий, одним из которых было семимесячное тюремное заключение в антверпенской цитадели по политическим причинам. (Интересно, что тюремный повар стал позже учеником Броувера и подражателем его живописи.) Художник вел беззаботное богемное существование и именно в нем он нашел почву для создания ярких гротескных образов. В определенном смысле Броувера можно сравнить с великим поэтом Франции Франсуа Вийоном, который был связан с разбойниками и ворами и воспевал в своих стихах их жизнь, поэтизируя ее. Броувер сделал «героями» своих произведений многочисленных картежников, пьяниц, курильщиков бывшего в то время в новизну табака, подгулявших крестьян, веселящееся простонародье. В его картинах мы видим не только высмеивание и осуждение. В том, что предметом изображения сделаны самые низменные моменты жизни, кроется вызов буржуазному искусству.
«Герои» Броувера темпераментны, и это выражено, главным образом, через мимику, жест и повествовательный рассказ. Иногда гротеск в его картинах достигает степени карикатурности, но в целом он не выходит за рамки реальности. Гротескность и весь повествовательный характер искусства Броувера близки внутреннему строю нидерландской и голландской литературы XVI века и, особенно, «плутовскому» роману в Испании. Недаром художник, будучи в Голландии, состоял несколько лет членом популярного гарлемского литературного общества, где он подробно изучал литературу.
В творчестве Броувера перед нами предстает широкая, правда, несколько однообразная, панорама быта простого люда. Интересно отметить, что люди Броувера то веселятся, то дерутся, но никогда ничего не создают, не работают. В мрачных интерьерах грязных лачуг они выглядят как часть обстановки наравне со сломанными стульями, битыми кувшинами и повешенными над дверьми рваными картинками. Мы никогда не встретим ни задумчивого взгляда, ни погруженного в размышления человека. Все лица смеются, гримасничают или плачут пьяными слезами. Никто из броуверовских персонажей не обладает ни духовными качествами, ни даже физической гармонией или красотой. В картинах мастера зачастую возникает отвратительный мир пьяного разгула, пустого времяпрепровождения, бессмысленного существования, и человек не может перешагнуть рамки внешнего и внутреннего уродства, которые ограничивают этот мир. («В кабачке», 1630-е гг.). Порой герои Броувера теряют все человеческие качества и превращаются в некие безликие существа, что символизирует безысходность бытия. Именно в таких вещах проявилось высшее мастерство Броувера. В поздние годы художник отходит от той прямолинейности, с которой он демонстрировал самые низменные жизненные моменты; его творчество приобретает характер большей созерцательности и лиричности. Пафос осуждения как бы исчерпывает себя, а на смену ему приходит ярко выраженное сочувствие и сожаление, а иногда и просто безразличие.
Замечательно своеобразны пейзажи Броувера, в них с большой любовью представлен родной край. Но в то же время они предельно драматичны. Эти изображения фламандской природы предстают как картины мироздания. В природе Броувер видит не гармонию, а трагический разлад. В некоторых пейзажах художник добивается поразительных живописных эффектов, основанных на экспрессии цвета, изысканности и утонченности колорита.
На протяжении всей своей творческой жизни Броувер испытал немало различных влияний. Среди его непосредственных учителей и вдохновителей можно назвать имена Питера Брейгеля Старшего, Хальса, Рембрандта, Рубенса. Последний очень любил Броувера и даже купил в свою коллекцию семнадцать его произведений. И все же этот «странный гений» не мог в силу своего крайнего индивидуализма продолжить чьи-нибудь традиции или породить последователей. Ом остался самой одинокой фигурой европейского искусства XVII века.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1971 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.