В одном из залов Третьяковской галереи можно видеть большой, в рост, портрет старика. Чуть обрюзгший, но еще крепкий человек, одетый в домашнее платье, стоит у стола, облокотившись на тяжелую медную лейку. Подчеркнуто интимная одежда старика, окружающая его незатейливая мебель, горшки с цветами, на которые он указывает рукою, цветочные луковицы на столе, небрежно сдвинутая, смятая, ложащаяся на стул простая скатерть, все это, обыденное и тщательно выписанное, странно, на первый взгляд, сочетается на полотне с величественным, довольно общо намеченным фоном — мощными колоннами, обвитыми грузной драпировкой, театрально пышными облаками за ними, виднеющимся в глубине картины стройным силуэтом здания.
Этот портрет известного вельможи екатерининского времени П. А. Демидова принадлежит кисти замечательного русского живописца XVIII — начала XIX века Дмитрия Григорьевича Левицкого. Портрет имеет свою историю. В конце 1760-х годов опекунский совет Московского воспитательного дома (одного из наиболее крупных благотворительных учреждений той эпохи, предназначенного для призрения сирот) постановил заказать портреты главных деятелей совета и основных жертвователей. Эти портреты должны были, по мысли заказчиков, составить целую галерею и постоянно напоминать воспитанникам о щедрости их покровителей. Одним из первых был заказан портрет Прокофия Акинфиевича Демидова, особенно прославившегося своей благотворительностью. Член опекунского совета Б. В. Умской писал президенту Академии художеств И. И. Бецкому, в подчинении которого находился совет: «Пр. Ак. Демидова портрет иметь в Совете должны; как то сделать не знаем, да к тому ж и писать некому... Ежели бы изволили прислать, многие могли бы свое удовольствие иметь, да и тот мог быть авантажней». Очевидно, президент Бецкий недолго колебался в выборе подходящей кандидатуры. Левицкий, чье раннее творчество известно нам плохо, учившийся у своего отца, украинского гравера Г. К. Левицкого-Носа и «первого русского портретиста» А. П. Антропова, именно на рубеже 60—70-х годов выступает со своим первым значительным произведением — портретом архитектора А. Ф. Кокоринова — подлинным шедевром, принесшим художнику заслуженный успех и звание академика. Левицкий писал портрет Демидова довольно долго. Начав его в 1771 году в Москве, художник продолжал работу в Петербурге. «Портрет твой уже начатой давно пишут, — сообщал Бецкий Демидову в Москву, — я за невозможное почитаю, чтоб то могло остаться без действительного исполнения». В 1773 году работа над портретом была завершена. Интересна личность портретируемого — Прокофия Демидова. Владелец огромного состояния, потомок тульских кузнецов и дворянин во втором поколении, сумасброд, удивлявший не только Москву, но даже Европу своими бесконечными чудачествами, и приверженец идей французских просветителей, прижимистый хозяин и покровитель наук (пожертвовавший, в частности, крупные суммы Московскому университету), человек, известный современникам чрезмерной роскошью своего быта и самозабвенный натуралист, составивший редкий гербарий и даже написавший специальный труд о пчелах, — Демидов соединял в себе, казалось бы, несоединимое.
Левицкому вполне удалось передать парадоксальность личности Демидова. В этом ему невольно помогло объяснимое временем столкновение в картине традиций репрезентативного (парадного) портрета (позднего барокко с чертами естественности и обыденности, усвоенными им еще у мастеров украинской парсуны, с теми нотами проникновенной интимности, которые звучали в портретах его современника Рокотова и которые, несомненно, передались Левицкому. Традициями барокко предопределена композиция картины с помпезным архитектурно-увражным фоном (включающим, кстати, фрагмент фаса на Воспитательного дома) и словно позирующей перед зрителем фигурой Демидова. В традициях репрезентативного портрета — аллегорическое значение изображенных предметов, как бы подтверждающее достоинства портретируемого (так, раскрытая книга должна говорить о его учености, сопоставление же нерасцветших луковиц и тщательно ухоженных цветов призвано выразить гораздо более сложную мысль о пользе «доброго воспитания», поборником которой был Демидов). Однако будничность облика самого Демидова (в которой слышатся отголоски модных в ту эпоху идей Ж.-Ж. Руссо о величии «естественной простоты») снижает полагающуюся парадному портрету приподнятость тона, сообщает образу стареющего вельможи неожиданную теплоту и чувственную конкретность, позволяет видеть в окружающей его обстановке нечто совершенно реальное — круг его интересов и любимых занятий. Главную роль в раскрытии характера Демидова играет трактовка его лица. Точно и вместе с тем деликатно вылепленное, это лицо, барски-холеное и одновременно простонародное, с чуть выдающимися по-татарски скулами, словно несет на себе печать двойственности личности Демидова. Выражение лица хитровато и в то же время как бы безразлично, глаза смотрят насмешливо-печально, губы вытянуты то ли в полуулыбку, то ли в горестно-скептическую складку — за ним встает сложный, противоречивый внутренний мир человека.
Стремление Левицкого распознать за внешним сокровенное, увидеть за празднично-парадной мишурой индивидуально-неповторимое, его живописное мастерство, сказавшееся в четкости композиции, в эффектном распределении света и тени, уравновешенном, изысканно-декоративном цветовом построении портрета Демидова, все это получило дальнейшее развитие в его творчестве, ярко проявилось уже в следующих его работах — в знаменитой серии парадно-интимных портретов «смольнянок» выполненной в 1773—1776 годах.
Источник: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1971 г.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.